К аттестационным материалам относятся:
– заявление педагогического работника на аттестацию на соответствующую квалификационную категорию в текущем учебном году;
– направление на сдачу квалификационного экзамена на высшую категорию;
– график прохождения аттестации;
– протоколы заседаний аттестационной комиссии;
– характеристика аттестуемого;
– справка о сдаче квалификационного экзамена;
– аналитические материалы изучения педагогической деятельности аттестуемого.
Заявление подается на имя председателя аттестационной комиссии до 10 октября претендентами на высшую категорию и в течение учебного года — претендентами на II и I категории. Важно, чтобы последний срок подачи заявления был не позднее 25 марта текущего учебного года.
Направление на сдачу квалификационного экзамена на высшую категорию выдается аттестуемому на основании решения аттестационной комиссии, подписывается руководителем учреждения образования и председателем аттестационной комиссии, заверяется печатью. Следует учитывать, что к сдаче квалификационного экзамена допускаются только педагогические работники, которые включены в график прохождения аттестации на текущий учебный год.
График прохождения аттестации претендентов на высшую категорию составляется не позднее 15 октября, а претендентов на II и I категории — не позднее 1 апреля текущего года после рассмотрения заявлений аттестационной комиссией.
При составлении графика необходимо учитывать, что процедура аттестации не должна превышать трех месяцев. Для претендентов на II и I категории этот срок отсчитывается с момента подачи заявления, а для претендентов на высшую категорию — со дня представления справки о сдаче квалификационного экзамена.
После согласования с профкомом график утверждается приказом руководителя учреждения образования. Аттестуемые знакомятся с графиком в десятидневный срок под роспись. Следует помнить, что дата аттестационного собеседования не может изменяться без уважительных причин. Перенос срока собеседования осуществляется только по личному заявлению аттестуемого.
В случае переноса сроков аттестации в графе «примечание» записывается точная дата, на которую перенесено аттестационное собеседование.
Протоколы заседаний аттестационной комиссии ведутся от первого лица в прошнурованной, пронумерованной книге, скрепленной подписью руководителя и печатью учреждения.
Нумерация протоколов возобновляется с началом каждого аттестационного цикла.
Протоколы подписываются председателем и всеми членами аттестационной комиссии.
Характеристика на аттестуемого педагогического работника содержит объективную, аргументированную оценку результатов его педагогической деятельности. Важно при составлении характеристики опираться на требования квалификационных характеристик. При этом следует отражать реальный результат деятельности педагогического работника, избегая формулировок «широко владеет», «глубоко внедряет» и т.п. Содержание характеристики на аттестуемого педагогического работника — отражение слаженной, системной работы аттестационной комиссии, показатель глубокой, грамотно продуманной экспертизы педагогической деятельности.
Форма характеристики аттестуемого может быть следующей:
1. Характеристика объема и видов деятельности аттестуемого в данном учреждении образования:
– продолжительность работы в данной должности в данном учреждении;
– в каких классах работает, какие факультативные курсы, курсы по выбору ведет и по каким программам;
– является ли классным руководителем;
– какие дополнительные нагрузки имеет (работа в творческих группах, методических объединениях, кружках, клубах и др.).
2. Характеристика профессиональной компетентности аттестуемого:
– уровень специальных, методических и психолого-педагогических знаний и умений учителя, его профессиональной эрудиции;
– используемые в работе методы, приемы, средства и формы обучения и воспитания; степень владения и эффективность использования в практической деятельности современных методик образования и воспитания, педагогических технологий;
– повышение квалификации, участие в экспериментальной, инновационной работе, разработка собственных методик, педагогических идей и инструментальных средств их реализации;
– внеклассная работа по предмету.
3. Результативность педагогической деятельности аттестуемого:
– уровень обученности учащихся, степень развития их познавательных способностей, специальных, общеучебных и интеллектуальных умений и навыков;
– отражение динамики и позитивных тенденций в результатах труда педагога, объективная обоснованная оценка результатов педагогической деятельности аттестуемого, его профессиональных и деловых качеств;
– рейтинг среди учащихся, родителей, коллег по работе и педагогической общественности.
4. Характеристика коммуникативных качеств аттестуемого:
– взаимоотношения «педагог — ученик»;
– взаимоотношения «педагог — коллектив»;
– взаимоотношения «педагог — родители, социум».
5. Характеристика личных профессионально значимых качеств.
6. Рекомендации для аттестации и присвоения категории.
Следует обратить внимание, что не позднее, чем за неделю до аттестационного собеседования, аттестуемого необходимо ознакомить с его характеристикой, подписанной руководителем учреждения образования и председателем профкома учреждения образования, заверенной печатью.
Справка о сдаче квалификационного экзамена выдается аттестуемому учреждением образования повышения квалификации по установленному образцу.
Аналитические материалы изучения педагогической деятельности аттестуемого могут включать в себя:
– материалы контрольных срезов знаний и умений учащихся, аналитическую оценку полученных результатов;
– материалы диагностики состояния педагогической деятельности аттестуемого с выводами и рекомендациями;
– материалы анкетирования с анализом полученных результатов;
– материалы анализа уроков, внеурочных мероприятий с выводами и рекомендациями (карты оценки качества и эффективности проведенных уроков и внеурочных мероприятий);
– материалы, свидетельствующие о результативности работы педагога за последние 2-3 года в динамике: уровень достижений всех обучаемых педагогом учащихся, уровень индивидуальных достижений отдельных учащихся (победители и призеры олимпиад, конкурсов, смотров знаний и т.д.), участие в экспериментальной и инновационной работе, отработка своей технологии обучения или воспитания и др.