Государственное учреждение образования

"Гимназия №7 г. Витебска имени П.Е.Кондратенко"

BelarusianRussianEnglish
✉ 210032, г.Витебск,
проспект Победы, 29-А
+375212 622605 +375212 622620
📧 gymn7@pervroo-vitebsk.gov.by
 

Аттестация

Аттестация – это комплексная оценка уровня квалификации, педагогического профессионализма и продуктивности деятельности педагогических работников учреждений образования. Целью аттестации является определение соответствия уровня профессиональной компетентности педагогических работников требованиям квалификационных характеристик при присвоении им соответствующей квалификации.
Квалификационная категория – уровень квалификации, профессионализма и продуктивности, соответствующий нормативным критериям педагогического труда и обеспечивающий работнику возможность решать профессиональные задачи определенной степени сложности.

Основные принципы аттестации:

– коллегиальность;

– системность;

– открытость;

– целостность экспертных оценок.

Аттестация на присвоение (подтверждение) квалификационных категорий

Изучение педагогической деятельности аттестуемых

Аттестационная комиссия в соответствии с графиком аттестации и планом работы проводит изучение педагогической деятельности аттестуемого, руководствуясь требованиями квалификационных характеристик и методическими рекомендациями по оценке деятельности педагогических работников.
Для объективного проведения экспертизы аттестационная комиссия разрабатывает качественные и количественные показатели оценки деятельности аттестуемого и определяет критерии соответствия аттестуемого заявленной квалификационной категории.
Показатель — качественная или количественная характеристика какого-либо процесса.
Критерий — отличительный признак, правило, на основании которого производится оценка или принимается решение (соответствует — не соответствует). Критерии определяются членами экспертной группы в соответствии с целями экспертизы.
Экспертиза соответствия аттестуемого заявленной квалификационной категории производится по трем основным показателям.

I. Профессиональная компетентность:
1. Знание нормативно-правовой базы организации учебно-воспитательного процесса.
2. Знание теоретических и практических основ предмета (типы уроков, этапы, цели и задачи урока, формы, методы, технологии проведения урока).
3. Знание современных тенденций в методике преподавания.
4. Культура делопроизводства, ведения школьной документации в соответствии с требованиями.
5. Работа по самообразованию, степень реализации (выступления на педагогических советах, заседаниях МО, семинарах, круглых столах и т.п.).
6. Создание образовательной среды в учебном кабинете.
7. Участие в научно-методической работе.
8. Участие в экспериментальной и инновационной деятельности.
9. Руководство исследовательской деятельностью учащихся.
10. Участие в профессиональных конкурсах.

II. Результативность педагогической деятельности: 
1. Выполнение учебных программ (соответствие календарно-тематических планов их реальному выполнению).
2. Динамика уровня и качества обученности учащихся.
3. Результаты ВГК.
4. Результаты административных контрольных срезов, проведенных в ходе аттестации.
5. Поступление выпускников в ВУЗы по профилю преподаваемого предмета.
6. Индивидуальные достижения учащихся.

III. Коммуникативная культура:
1. Организаторские способности.
2. Создание благоприятного психологического климата в классе.
3. Роль аттестуемого в педагогическом коллективе и готовность к сотрудничеству.
4. Педагогическая культура аттестуемого.
5. Готовность к сотрудничеству с родителями и общественностью.
6. Педагогический такт и культура речи.
7. Оценка коммуникативных качеств аттестуемого.

Исходя из требований квалификационных характеристик приведенных выше критериев, разрабатывается программа изучения деятельности аттестуемого педагога. Она структурирует и систематизирует деятельность аттестационной комиссии, а также нацеливает аттестуемого на достижение конкретного результата. В связи с этим при составлении подобной программы следует прежде всего учитывать предложения самого аттестуемого педагога, который предварительно ознакомлен с требованиями квалификационных характеристик к занимаемой им должности. В программе рекомендуется конкретно прописывать мероприятия и сроки их выполнения, а также фамилии ответственных экспертов. Для отражения системного подхода в организации и проведении аттестации программы целесообразно обнародовать перед педагогическим коллективом, разместив их в информационном уголке. Аттестуемый работник знакомится с программой под роспись.

Аттестационное собеседование

Собеседование — — беседа с аттестуемым с целью выяснения его интересов и уровня общей подготовки. Собеседование также форма педагогической экспертизы, специальная беседа по актуальным вопросам современного образования, сложным или спорным проблемам по изучаемому предмету, устраиваемая с целью выяснения интересов, общей подготовки аттестуемого в соответствии с квалификационными требованиями.
 Сценарий аттестационного собеседования может быть следующий:
1. Заслушивание характеристики аттестуемого.
2. Заслушивание аттестуемого (самооценка, перспективы профессионального роста, пути совершенствования педагогической деятельности).
3. Заслушивание членов аттестационной комиссии с оценкой педагогической деятельности аттестуемого и вопросами к нему.
4. Обсуждение аттестационных материалов.
5. Внесение предложений по итогам аттестации.
8. Вынесение решения по итогам аттестации.
Следует подчеркнуть, что при принятии решения особое внимание уделяется эффективности педагогической деятельности, результатам труда, профессионально значимым личностным качествам аттестуемого.
Обсуждение аттестационных материалов проводится в присутствии аттестуемого и подробно фиксируется протокольной записью.
Аттестационная комиссия принимает решение путем тайного голосования при наличии не менее 2/3 членов комиссии. Оно является правомерным, если за него проголосовало не менее 50 % присутствующих членов комиссии. При равном количестве голосов решение принимается в пользу аттестуемого. Решение аттестационной комиссии оформляется приказом руководителя учреждения образования, а в случаях, предусмотренных пунктом 11 Положения, органом управления образованием.
С решением комиссии аттестуемый знакомится непосредственно после аттестации, под роспись.
По итогам аттестации производится соответствующая запись в трудовую книжку в графе «Сведения о работе».

Аттестационные материалы

К аттестационным материалам относятся:
– заявление педагогического работника на аттестацию на соответствующую квалификационную категорию в текущем учебном году;
– направление на сдачу квалификационного экзамена на высшую категорию;
– график прохождения аттестации;
– протоколы заседаний аттестационной комиссии;
– характеристика аттестуемого;
– справка о сдаче квалификационного экзамена;
– аналитические материалы изучения педагогической деятельности аттестуемого.

Заявление подается на имя председателя аттестационной комиссии до 10 октября претендентами на высшую категорию и в течение учебного года — претендентами на II и I категории. Важно, чтобы последний срок подачи заявления был не позднее 25 марта текущего учебного года.

Направление на сдачу квалификационного экзамена на высшую категорию выдается аттестуемому на основании решения аттестационной комиссии, подписывается руководителем учреждения образования и председателем аттестационной комиссии, заверяется печатью. Следует учитывать, что к сдаче квалификационного экзамена допускаются только педагогические работники, которые включены в график прохождения аттестации на текущий учебный год.

График прохождения аттестации претендентов на высшую категорию составляется не позднее 15 октября, а претендентов на II и I категории — не позднее 1 апреля текущего года после рассмотрения заявлений аттестационной комиссией.
При составлении графика необходимо учитывать, что процедура аттестации не должна превышать трех месяцев. Для претендентов на II и I категории этот срок отсчитывается с момента подачи заявления, а для претендентов на высшую категорию — со дня представления справки о сдаче квалификационного экзамена.
После согласования с профкомом график утверждается приказом руководителя учреждения образования. Аттестуемые знакомятся с графиком в десятидневный срок под роспись. Следует помнить, что дата аттестационного собеседования не может изменяться без уважительных причин. Перенос срока собеседования осуществляется только по личному заявлению аттестуемого.
В случае переноса сроков аттестации в графе «примечание» записывается точная дата, на которую перенесено аттестационное собеседование.

Протоколы заседаний аттестационной комиссии ведутся от первого лица в прошнурованной, пронумерованной книге, скрепленной подписью руководителя и печатью учреждения.
Нумерация протоколов возобновляется с началом каждого аттестационного цикла.
Протоколы подписываются председателем и всеми членами аттестационной комиссии.

Характеристика на аттестуемого педагогического работника содержит объективную, аргументированную оценку результатов его педагогической деятельности. Важно при составлении характеристики опираться на требования квалификационных характеристик. При этом следует отражать реальный результат деятельности педагогического работника, избегая формулировок «широко владеет», «глубоко внедряет» и т.п. Содержание характеристики на аттестуемого педагогического работника — отражение слаженной, системной работы аттестационной комиссии, показатель глубокой, грамотно продуманной экспертизы педагогической деятельности.

Форма характеристики аттестуемого может быть следующей:

1. Характеристика объема и видов деятельности аттестуемого в данном учреждении образования:
– продолжительность работы в данной должности в данном учреждении;
– в каких классах работает, какие факультативные курсы, курсы по выбору ведет и по каким программам;
– является ли классным руководителем;
– какие дополнительные нагрузки имеет (работа в творческих группах, методических объединениях, кружках, клубах и др.).

2. Характеристика профессиональной компетентности аттестуемого:
– уровень специальных, методических и психолого-педагогических знаний и умений учителя, его профессиональной эрудиции;
– используемые в работе методы, приемы, средства и формы обучения и воспитания; степень владения и эффективность использования в практической деятельности современных методик образования и воспитания, педагогических технологий;
– повышение квалификации, участие в экспериментальной, инновационной работе, разработка собственных методик, педагогических идей и инструментальных средств их реализации;
– внеклассная работа по предмету.

3. Результативность педагогической деятельности аттестуемого:
– уровень обученности учащихся, степень развития их познавательных способностей, специальных, общеучебных и интеллектуальных умений и навыков;
– отражение динамики и позитивных тенденций в результатах труда педагога, объективная обоснованная оценка результатов педагогической деятельности аттестуемого, его профессиональных и деловых качеств;
– рейтинг среди учащихся, родителей, коллег по работе и педагогической общественности.

4. Характеристика коммуникативных качеств аттестуемого:
– взаимоотношения «педагог — ученик»;
– взаимоотношения «педагог — коллектив»;
– взаимоотношения «педагог — родители, социум».

5. Характеристика личных профессионально значимых качеств.

6. Рекомендации для аттестации и присвоения категории.

Следует обратить внимание, что не позднее, чем за неделю до аттестационного собеседования, аттестуемого необходимо ознакомить с его характеристикой, подписанной руководителем учреждения образования и председателем профкома учреждения образования, заверенной печатью.

Справка о сдаче квалификационного экзамена выдается аттестуемому учреждением образования повышения квалификации по установленному образцу.

Аналитические материалы изучения педагогической деятельности аттестуемого могут включать в себя:
– материалы контрольных срезов знаний и умений учащихся, аналитическую оценку полученных результатов;
– материалы диагностики состояния педагогической деятельности аттестуемого с выводами и рекомендациями;
– материалы анкетирования с анализом полученных результатов;
– материалы анализа уроков, внеурочных мероприятий с выводами и рекомендациями (карты оценки качества и эффективности проведенных уроков и внеурочных мероприятий);
– материалы, свидетельствующие о результативности работы педагога за последние 2-3 года в динамике: уровень достижений всех обучаемых педагогом учащихся, уровень индивидуальных достижений отдельных учащихся (победители и призеры олимпиад, конкурсов, смотров знаний и т.д.), участие в экспериментальной и инновационной работе, отработка своей технологии обучения или воспитания и др.

Примерная памятка по самоанализу педагогической деятельности учителей

1. Мое образование, педагогический стаж, продолжительность работы в данном учреждении в данной должности.
2. Мое знание теоретических и практических основ предмета (типы уроков, этапы, цели и задачи уроков, формы, методы, технологии проведения урока и т.д.).
3.Качество и эффективность проводимых мной уроков.
4. Степень использования мной современных педагогических технологий.
5. Обеспечение роста качества знаний учащихся. Анализ результатов контрольных срезов.
6. Владею ли системой работы с учащимися, находящимися на низком уровне усвоения знаний?
7. Качество моей внеклассной работы по предмету.
8. Результативность участия обучаемых мною учащихся в школьных и районных олимпиадах, научно-практических конференциях, интеллектуальных турнирах и конкурсах.
9. Мое участие в методической работе школы (педсоветах, семинарах, заседаниях МО, методических выставках, конкурсах образовательных проектов).
10. Повышение квалификации.
11. Основные направления моей работы в качестве классного руководителя:
– работа с общественными организациями;
– участие класса в школьных и районных мероприятиях;
– работа с родителями;
– организация 6-го школьного дня.
Самоанализ может быть представлен как в письменном, так и в устном виде накануне аттестационного собеседования. Он призван подвести итог определенного этапа профессиональной деятельности педагогического работника и продемонстрировать его становление.