Первый зал «Мир профессий» включает экспозиции «Профессии наших родителей», «От увлечения – к профессии», «Любимые занятия в семье». Уголок «Традиционные ремесла белорусов» дает уникальную возможность как этнокультурного образования гимназистов, так и их самоопределения в поиске интересных занятий. Здесь представлены образцы старинной вышивки, ткачества, резьбы по дереву, гончарные изделия, керамика, некоторые инструменты и оборудование. Еще одна экспозиция «Наши достижения» отражает результаты работы кружков и других объединений гимназистов, дает представление о профессиональном выборе выпускников гимназии, их профессиональных успехах.
Второй раздел музея – “Зал боевой славы”. Материалы экспозиций «Судьба семьи в судьбе страны», «Ветераны живут рядом», «Пётр Васильевич Цурбанов», «Витебск в годы оккупации», «Витебчане в «горячих» точках» и др. основаны на документах и свидетельствах ветеранов Великой Отечественной Войны, участников боевых действий в Афганистане, проживающих в микрорайоне гимназии, и близких родственниках учащихся. Так, например, экспозиция «Пётр Васильевич Цурбанов» посвящена жизни и деятельности нашего земляка, участника Великой Отечественной войны, полковника, однополчанина трижды Героя Советского Союза И. Н. Кожедуба. Семья ветерана, проживающая в микрорайоне школы, после его смерти передала в музей материалы семейного архива, которые и составляют основу экспозиции. С 2006 года имя П. В. Цурбанова носит пионерская дружина гимназии.
Третий зал Музея Семьи – «Зал семейной славы». Условно все его экспонаты можно разделить на два раздела: «Семья и народные традиции» и «Современная Семья». Здесь находятся изготовленные учащимися короб и кукольные персонажи белорусского народного театра «Батлейка», образцы белорусского национального костюма, предметы семейного быта и игровой культуры. Экспозиции «Дом славен трудом», «Наши славные семьи», «Семейный портрет в гимназическом интерьере» рассказывают о традициях, реликвиях, укладе и образе жизни семей современных гимназистов, лучшем опыте семейного воспитания, ярких событиях взаимодействия гимназии и семьи.
(Экскурсии проводятся только по предварительной записи)
Музей Семьи? Зачем?
Затем, что нет более важного в воспитании Человека, чем создание той воспитательной среды, из которой он черпает и жизненный опыт, и отношение к людям (умение строить отношения с людьми), и знания. Школа протягивает руку родителям говорит: “Давайте вместе строить ту систему координат, в которой будут подрастать и взрослеть наши дети!”
На горизонтальной оси этой системы – семья, родительский дом, самые родные и близкие люди. Эта ось – база, чем она мощнее и длиннее, тем увереннее ребёнок из мира детства шагнёт во взрослую жизнь.
Вертикальная ось – ось восхождения, шаг за шагом, год за годом расширяется кругозор, формируются и углубляются знания и растёт понимание важности того, что и кто тебя окружает. За эту ось отвечает школа.
Именно на это оси начинались проекты создания музея Семьи в школе №39 (гимназия №7).
Первые из них – “Профессии наших родителей”, “Мир увлечений моей семьи”, “Реликвии моей семьи”– позволили самым младшим ученикам взглянуть новыми глазами на своих мам и пап. Оказывается, маму, которую ты вчера не слушал, слушаются на работе взрослые дяди и тёти, а папа – мастер на все руки, бабушка с дедушкой не просто люди, которые заботятся о тебе, но ими гордятся на предприятии, на котором они работали, и город, и страна.
В создании этих экспозиций неоценимый вклад внесли все педагоги школы. Оно строилось на основе системы классных часов, где главным действующим лицом выступала Семья, а опытным режиссером – классный руководитель – Учитель.
И еще один краеугольный камень – все связано с традициями, историческим опытом, обычаями народа, традиционные ремесла. Так срастались на базе музея История и Современность. А новая экспозиция «От увлечения к профессии» рассказывает о том, как детское увлечение наших учеников стало основой их жизненного и профессионального определения.
Движется время, движется история, расширяется кругозор – и эстафета в создании следующих экспозиций переходит к учителям истории Васенко Т.И. и Павленковой Н.Э. «Судьба семьи в судьбе страны», «Ветераны живут рядом» – названия этих экспозиций. Связь событий Великой Отечественной войны с событиями и людьми собственной семьи или с теми, кто живет рядом с тобой, становится зримой и осязаемой.
И, наконец, третий зал «Зал Семейной славы», основанный на традиционных мероприятиях – фестиваль семейного творчества «Зараначка», «Дом, который ты построишь сам…», «Семейные традиции белорусов» – призван накопить, систематизировать и использовать в повседневной практике деятельности школы лучший опыт семейного воспитания.
Создание музея было бы невозможно без огромного труда учителей рисования и трудового обучения А.В. Абрамова, Л.Н. Осипука, О.В. Кирюшкина, Н.А. Шепель, Л.В. Кохно, Л.А. Дубовик, Н.П. Конопелько, А.П. Морозовой и учителей кафедры белорусского языка и литературы: Л.И Мясоедовой, Е.Ф. Симаковой, М.А. Волковой, Т.В. Андрейченко, Ж.В. Дадеркиной, и, конечно же, Мариной Лельевной Троицкой.
В конце 90-х годов 20-начале 21 века в нашей стране, как и во многих странах мира, начали прослеживаться кризисные процессы и явления в современной семье, такие как:
Эти явления подтолкнули к более активному исследованию проблем семьи, воспитания детей в гимназии.
Одной из наиболее важных составляющих воспитания является семейное воспитание, направленное на формирование ценностного отношения к семье и воспитанию детей, взаимопомощи, поддержке, взаимодействия между членами семьи.
Самым первым и главным в жизни человека является семья. Именно в ней все богатство жизненного опыта, знаний, навыков и умений передавалось от одного поколения к другому, от родителей к детям с помощью естественных и максимально действенных способов – живого примера старших, образа жизнедеятельности членов семьи, уважения предков и их обычаев.
Достаточно много литературы посвящено теме семейно-бытового воспитания, но почти нет практических рекомендаций по ведению этой работы. В нашей гимназии на протяжении нескольких лет уделялось большое внимание построению единого воспитательного пространства во взаимодействии с семьёй. Это реализовалось через работу по созданию музея Семьи в гимназии.
Зал “Боевой славы” посвящен памяти Великой Отечественной войны и был открыт к 60-летию освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков.
Отличительной чертой нашего музея является то, что все материалы музея созданы на основе воспоминаний ветеранов. Проживающих в нашем микрорайоне и близких родственников учащихся.
Экспозиции нашего музея основаны на сборе материалов на темы :
«Судьба семьи в судьбе страны». «Ветераны живут рядом».
Оформлены следующие стенды : «В небе над Родиной», «Женские лики войны», « Мы даже смерти выше», «Огненные вёрсты войны», «Наше дело правое», «С отвагой в сердце». « Операция Багратион», «Роль печати в годы войны»
В зале «Профессии моих родителей» расположены экспозиции : «От увлечения к профессии», «Ориентиры к профессии». Проводятся классные часы по темам: “ Беларускія народныя гульні”, “Калі ласка у нашу хату”, “Па беленькай кладачцы чырвоны певунок”, “Побыт сям’і бларусау”