Государственное учреждение образования

"Гимназия №7 г. Витебска имени П.Е.Кондратенко"

BelarusianRussianEnglish
✉ 210032, г.Витебск,
проспект Победы, 29-А
+375212 622605 +375212 622620
📧 gymn7@pervroo-vitebsk.gov.by
 

Детский травматизм

a

Вопросы профилактики травматизма не теряют своей актуальности в наши дни и имеют социальное и экономическое значение. Ежегодно в Республике Беларусь травмы получают более 750 тысяч человек, из них около 20% — это дети в возрасте до 18 лет. По данным Всемирной организации здравоохранения, травмы и другие несчастные случаи составляют около 12% от общего числа заболеваний. Ежегодно в мире от различных травм погибает более 5 миллионов человек – это почти 9% от общего числа смертей.

Травматизм

Травматизм – это совокупность травм, возникших в определенной группе населения за определенный отрезок времени. Наибольший уровень травматизма отмечается у мужчин в возрасте 20-49 лет, а у женщин – 30-59 лет, причем во всех возрастных группах этот показатель значительно выше у мужчин. Среди всех причин первичной инвалидности и смертности травмы занимают третье место, а у лиц трудоспособного возраста травмы занимают первое место среди причин смерти. Травматизм – часть общей заболеваемости населения.

В нашей стране травмы подразделяют на:

1. Производственные:
– промышленные;
– сельскохозяйственные;
– строительные;
– на транспорте;

2. Непроизводственные:
– бытовые;
– уличные;
– дорожно-транспортные;
– спортивные;
– школьные;
– детские и пр.

Производственная травма – травма, полученная работающим на производстве и вызванная несоблюдением требований безопасности труда.

Причины производственных травм разделяются на:

1. Организационные:
– недостатки в организации и содержании рабочего места;
– применение неправильных приемов работы, недостаточный надзор за работой, за соблюдением правил техники безопасности;
– допуск к работе неподготовленных рабочих;
– плохая организация трудового процесса, отсутствие или неисправность индивидуальных защитных приспособлений.

2. Санитарно-гигиенические:
– отсутствие специальной одежды и обуви или их дефекты;
– неправильное освещение рабочих мест;
– чрезмерно высокая или низкая температура воздуха в рабочих помещениях;
– производственная пыль, недостаточная вентиляция, захламленность и загрязненность производственной территории.

3. Личного характера:
– заболевание или утомление рабочего;
– недостаточная квалификация;
– неудовлетворительные бытовые условия;
– алкогольное опьянение.

Меры предупреждения производственного травматизма сводятся к устранению непосредственных или способствующих причин его возникновения:
– максимальная механизация и автоматизация технологических процессов, направленных на ликвидацию ручных операций сокращение до минимума перекрещивающихся грузопотоков, ручной переноски изделий, подъем грузов и т.д.;
– для складирования изделий и полуфабрикатов, а также запасных частей и оборудования следует отводить специальные безопасные места, чтобы не загромождать ими рабочие площади, проходы;
– технологическое оборудование и инструменты должны полностью соответствовать своему назначению и всегда находиться в исправном состоянии;
– движущиеся и вращающиеся детали машин и агрегатов, а также места возможного соприкосновения с горячими поверхностями, едкими жидкостями и другими веществами должны быть ограждены. Необходимо строго следить за установкой этих ограждений после ремонта, смазки или замены оборудования;
– все электрооборудование в цехах обязательно заземляется, причем состояние заземления периодически контролируется и в случае выявления его нарушения – исправляется. Места открытых контактов ограждаются защитными щитками или кожухами;
– состояние подъемно-транспортного оборудования, а также аппаратов, находящихся под давлением, подлежит периодическому контролю.
– хорошее освещение, поддержание чистоты и порядка на рабочем месте и в цехе в целом также способствуют сокращению травматизма.

Для того чтобы исключить производственный травматизм, необходимо строго соблюдать правила техники безопасности, рабочие должны обеспечиваться исправными средствами индивидуальной защиты и спецодеждой. Для оказания первой медицинской помощи должны быть в наличии аптечки с пополняемым набором медикаментов, перевязочного материала, шин и др. Все вновь принимаемые на работу лица проходят периодический медицинский осмотр и обязательный инструктаж по технике безопасности. Пополнение знаний в этой области и их проверка должны носить постоянный характер.

Бытовые травмы включают несчастные случаи, возникшие вне связи с производственной деятельностью пострадавшего – в доме, квартире, во дворе и т.д.

К ним относят несчастные случаи, возникшие вне связи с производственной деятельностью пострадавшего – в доме, квартире, во дворе, личном гараже и т. д. Бытовой травматизм весьма высок и не имеет тенденции к снижению. Ведущей причиной этих травм (около трети случаев) является выполнение домашней работы – приготовление пищи, уборка и ремонт помещений и т. д. Среди травм преобладают ушибы, ранения, ожоги и др. Наиболее часто повреждается кисть. Около четверти бытовых травм возникает при падении во дворе, в квартире и т. д. Реже повреждения получают в различных бытовых эксцессах. В их возникновении значительная роль принадлежит алкогольному опьянению, особенно в праздничные и выходные дни. Бытовые травмы у мужчин встречаются в 3-4 раза чаще, чем у женщин, причем у лиц 18-25 лет они возникают в 4-5 раз чаще, чем у людей 45-50 лет.

Профилактика бытовых травм включает:
– улучшение условий быта;
– расширение коммунальных услуг населению;
– рациональную организацию досуга; проведение разнообразных культурно-массовых мероприятий;
– широкую антиалкогольную пропаганду;
– целенаправленную работу по созданию здорового быта;
– организацию при жилищных конторах специальных комиссий по борьбе с бытовым травматизмом;
– широкое привлечение общественности.

Дорожно-транспортными являются травмы, нанесенные различного вида транспортными средствами при их использовании (движении) в случаях, не связанных с производственной деятельностью пострадавших, независимо от нахождения пострадавшего в момент происшествия в транспортном средстве (водитель, пассажир) или вне его (пешеход). Транспортным средством считается любое средство, используемое для транспортировки грузов, предметов, людей (автомобиль, мотоцикл, велосипед, самолет, пароход, троллейбус, трамвай, железнодорожный, гужевой транспорт и пр.). Травматизм при дорожно-транспортных происшествиях обусловлен большим комплексом причин. Каждый год на дорогах гибнет около 40 тысяч человек и еще около 300 тысяч получают травмы и нередко становятся инвалидами.

Основной причиной гибели и травм людей на дорогах специалисты признают халатное отношение соблюдению правил дорожного движения:
– превышение скорости;
– проезд на красный цвет;
– вождение автомобиля в нетрезвом состоянии;
– непристегнутый ремень безопасности;
– переход улицы в неположенном месте и на красный свет и т.д.

Наибольшее количество дорожно-транспортных происшествий наблюдается летом и в первые месяцы осени.Дорожно-транспортные травмы учащаются в последние дни недели и во второй половине дня. Реже они возникают ночью, однако их последствия намного тяжелее. В городах основной причиной транспортного травматизма считается наезд на пешеходов, преимущественно легковыми автомобилями, на автотрассе преобладают столкновения автомобильного транспорта. В сельской местности дорожно-транспортные происшествия больше связаны с мотоциклетным и грузовым транспортом.

Борьба с дорожно-транспортным травматизмом и его последствиями – одна из наиболее острых проблем современности. В нашей стране предусмотрены осуществление общегосударственных мероприятий, направленных на предотвращение дорожно-транспортных происшествий; совершенствование государственной системы оказания медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях и расширение научных исследований в области безопасности дорожного движения.

В структуре травматизма второе место занимают уличные травмы и составляют около 17%. К уличным относятся травмы, полученные пострадавшими вне производственной деятельности на улицах, в открытых общественных местах, в поле, в лесу и пр., независимо от вызвавших их причин (кроме транспортных средств). Они связаны с падением (особенно во время гололедицы), поэтому их число значительно увеличивается в осенне-зимний период. Выявляется зависимость данного вида травматизма от времени суток. При падении людей на улицах переломы костей встречаются в 68-70% случаев, ушибы и растяжения в 20-22%, ранения мягких тканей в 4-6%. Главным образом повреждаются конечности (83-85%). Одной из причин, способствующей получению уличной травмы, является гололедица.

Причинами уличного травматизма являются:
– плохая организация уличного движения;
– узкие улицы с интенсивным движением, недостаточная освещенность и сигнализация;
– нарушение пешеходами правил уличного движения; неисправное состояние уличных покрытий, гололед и т.п.ъ

Профилактика травматизма при пешеходном движении предусматривает:
– рациональное планирование и благоустройство улиц и мостовых, надлежащий уход за ними (применение песка во время гололеда, заделка рытвин и т. д.), освещение улиц и площадей, ограждение строящихся и ремонтируемых зданий;
– рациональную организацию и регулирование уличного движения, строгий контроль за соблюдением правил уличного движения;
– обеспечение хорошего технического состояния уличного транспорта, его безопасность (исправность автоматических дверей в автобусах и трамваях и т. п.);
– надзор за детьми и их досугом;
– широкую воспитательную и разъяснительную работу с населением (печать, радио, телевидение, кино, лекции, доклады и др.).

Будьте внимательны и осторожны во время гололеда!
Во избежание опасности:
– внимательно смотрите под ноги;
– ступайте не широко, шагайте медленно;
– наступайте на всю подошву, но не на носок, не на стопу;
– сторонитесь неочищенных улиц и обходите скользкие места;
– ходите там, где тротуары посыпаны песком;
– прикрепите к подошве обуви полоску наждачной бумаги или обычного лейкопластыря;
– лучше пользоваться обувью с рифленой подошвой;
– девушкам на время гололеда стоит забыть о высоких, тонких каблуках. ъ

Если на улице Вы все-таки поскользнулись, упали и чувствуете острую боль в конечности, важно оценить свое состояние.

Главные признаки перелома или вывиха:
– резкая боль;
– нарастающий отек;
– укорочение поврежденной конечности и невозможность ею нормально двигать.

Сотрясение мозга проявляется:
– потерей сознания (иногда буквально на несколько мгновений);
– тошнотой;
– головной болью.

Постарайтесь во что бы то ни стало привлечь внимание прохожих, попросить помощи. Они должны вызвать скорую помощь или помочь добраться до ближайшего травмопункта. Обращение в травматологический пункт или «скорую» является обязательным завершением печального случая. Обойтись без помощи врача можно только в случае легкого ушиба: просто приложите к больному месту что-нибудь холодное, это уменьшит отек и боль, и обработайте его мазью или гелем, рассасывающим синяки. Греть больное место нельзя, эффект будет прямо противоположным.

Одной из важных мер по профилактике уличного травматизма является борьба с бытовым пьянством, поскольку уличные травмы часто получают лица в состоянии алкогольного опьянения.

Берегите себя и своих близких, прививайте детям правильную модель поведения, при которой жизнь и здоровье являются приоритетными ценностями!

Информация о внесенных в Правила дорожного движения изменениях в части использования велосипедов, средств персональной мобильности, организации пешеходного движения

Изменения для велосипедистов

 

Велосипедистам предоставляется возможность не спешиваться при пересечении проезжей части дороги. При этом при подъезде к пересечению с проезжей частью дороги велосипедист должен заблаговременно снизить скорость движения и пересекать ее со скоростью идущего шагом пешехода.

 

Движение велосипедистов по проезжей части вне зависимости от наличия велосипедной дорожки, обочины, тротуара или пешеходной дорожки может осуществляться:

 

в зоне с ограничением максимальной скорости движения не далее 1 метра от ее правого края в один ряд;

 

в ходе учебно-тренировочного процесса в случае сопровождения автомобилем прикрытия. При этом движение велосипедистов допускается в два ряда, но не более 10 велосипедистов в группе.

 

В жилой и пешеходной зонах, на прилегающей территории движение велосипедистов разрешается по тротуару, обочине и по проезжей части дороги. При этом последние имеют преимущество перед механическими транспортными средствами, но не должны необоснованно препятствовать их движению.

 

При движении по дороге в темное время суток и (или) при ее недостаточной видимости вне населенных пунктов велосипедист должен быть одет в одежду повышенной видимости со световозвращающими элементами.

 

Допускается движение велосипедистов в условиях снегопада и (или) гололедицы (кроме движения по проезжей части дороги и обочине).

 

  1. Изменения для пешеходов

 

Вводится определение понятия «средство персональной мобильности». Средство персональной мобильности – устройство или приспособление, не являющиеся транспортными средствами, приводимые в движение двигателем и предназначенные для индивидуального или совместного (в случае наличия специально оборудованных мест для сидения) использования пешеходами (электросамокат, гироскутер, сигвей, моноколесо и прочее).

 

Лица, передвигающиеся на средствах персональной мобильности, приравниваются к пешеходам.

 

При использовании средств персональной мобильности двигаться разрешается по велосипедной дорожке, а при отсутствии таковой – по тротуару, пешеходной дорожке либо обочине, не создавая препятствия для движения других пешеходов.

 

Лица, передвигающиеся на средствах персональной мобильности, имеют право на преимущественное пересечение проезжей части дороги по нерегулируемым пешеходному переходу, велосипедному переезду, а также по регулируемым пешеходному переходу, велосипедному переезду при разрешающем сигнале регулировщика или светофора.

 

Пересечение проезжей части дороги на средстве персональной мобильности должно осуществляться по велосипедному переезду или велосипедной дорожке с соблюдением требований, предусмотренных в пункте 150 Правил дорожного движения для движения велосипедистов, а в случае отсутствия велосипедного переезда или велосипедной дорожки пересекать проезжую часть дороги по подземному, надземному, наземному пешеходным переходам, а при их отсутствии в пределах видимости, убедившись, что выход на проезжую часть дороги безопасен, – на перекрестке по линии тротуаров или обочин. При отсутствии в пределах видимости подземного, надземного, наземного пешеходных переходов и перекрестка пересекать проезжую часть дороги допускается по кратчайшей траектории на участке, где дорога хорошо просматривается в обе стороны, убедившись, что выход на проезжую часть дороги безопасен и своими действиями пешеход не создаст препятствия для движения транспортных средств.

 

Справочно:

 

Пункт 150. Велосипедист обязан пересекать проезжую часть дороги по велосипедному переезду или велосипедной дорожке, а при их omcутствии – по пешеходному переходу, на перекрестке по линии тротуаров или обочин, не создавая препятствий для движения пешеходов. При пересечении проезжей части дороги велосипедист вправе не спешиваться.

 

При движении на нерегулируемых пешеходных nepexoдax, велосипедных переездах и регулируемых пешеходных переходах, велосипедных переездах при одновременном для водителей и велосипедистов разрешающем сигнале регулировщика или светофора велосипедист имеет преимущество nepeд другими транспортными средствами.

 

В случае пересечения проезжей части дороги на перекрестке no велосипедной дорожке, по линии тротуаров или обочин велосипедист обязан руководствоваться требованиями транспортных светофоров или регулировщика для транспортных средств, а на нерегулируемом перекрестке — правилами проезда нерегулируемых перекрестков и дорожными знаками пpuopuтeтa.

 

При передвижении на средствах персональной мобильности пересекать проезжую часть дороги необходимо со скоростью идущего шагом пешехода, убедившись, что выезд на проезжую часть дороги безопасен.

 

Средство персональной мобильности должно иметь исправные тормозную систему и рулевое управление (при наличии).

 

При движении на средстве персональной мобильности в темное время суток и (или) при недостаточной видимости дороги пешеход должен обозначить себя световозвращающим элементом (элементами), а на средстве персональной мобильности должна быть установлена и включена фара (фонарь), позволяющая своевременно обнаружить препятствие для дорожного движения.

 

При движении на средстве персональной мобильности пешеходу рекомендуется использовать защитный шлем.

 

Пешеходу запрещается передвигаться на средствах персональной мобильности:

 

со скоростью более 25 км/ч;

 

в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, а также потреблять алкогольные, слабоалкогольные напитки, пиво, наркотические средства, психотропные вещества, их аналоги, токсические или другие одурманивающие вещества после подачи сотрудником органов внутренних дел требования об остановке до прохождения в установленном порядке проверки (освидетельствования) на предмет определения состояния алкогольного опьянения либо состояния, вызванного потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ;

 

перевозя при этом других лиц вне специально оборудованных мест для сидения, предусмотренных конструкцией средства персональной мобильности;

 

не держась за руль (при его наличии);

 

в возрасте до четырнадцати лет (кроме пешеходных и жилых зон).

 

Пешеходу запрещается при выходе на проезжую часть дороги и движении по ней совершать действия, угрожающие безопасности дорожного движения.

 

Пешеходу при отсутствии тротуара, пешеходной дорожки разрешается двигаться по велосипедной дорожке, не создавая препятствия для движения велосипедистов и лиц, передвигающихся на средствах персональной мобильности.

 

Пешеход должен обозначить себя световозвращающим элементом (элементами) при движении в темное время суток по краю проезжей части дороги или обочины.

 

Пешеход обязан по требованию сотрудника ГАИ пройти в установленном порядке проверку (освидетельствование) на предмет определения состояния алкогольного опьянения либо состояния, вызванного потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ.

 

Изменения вступают в силу с 27.10.2022.

Правила дорожного движения-закона улиц и дорог

На улицах городов пешеходы ходят только по тротуарам или пешеходным дорожкам, придерживаясь правой стороны, чтобы не мешать людям, идущим навстречу.

Улицы переходят по подземным или надземным пешеходным переходам, по пешеходным переходам, где есть так называемая «зебра» и знак «Пешеходный переход».

При переходе улицы необходимо сначала посмотреть налево, в сторону приближающихся транспортных средств затем остановиться и убедиться, что тебя видят и пропускают и только потом начать переход, дойдя до середины, приостановиться, затем посмотреть направо, и если путь свободен, то можно закончить переход.

Если улицу перейти Вы не успели, то нужно остановиться на островке безопасности.           Если улица имеет одностороннее движение, то при переходе ее надо все время смотреть в сторону, откуда движутся транспортные средства.   На улицах и дорогах, где движение регулируется. надо внимательно следить за сигналами светофора и регулировщика, за сигналами пешеходного светофора, а при приближении транспортного средства, имеющего специальную окраску и подающего специальный звуковой сигнал и (или) световой мигающий сигнал красного или синего цвета, немедленно освободить проезжую часть.

Переходить проезжую часть можно только при зеленом-разрешающем сигнале светофора, разрешающем жесте регулировщика и зеленом сигнале пешеходного светофора (высвечивается зелёный силуэт идущего человека).

При красном –запрещающем сигнале светофора, запрещающем жесте регулировщика и красном сигнале пешеходного светофора переходить улицу запрещается.

Желтый сигнал светофора предупреждает о смене сигналов светофора и запрещает движение как водителям, так и пешеходам.

Пешеходы, которые не успели перейти дорогу, должны закончить переход или остановиться на островке безопасности.

Если движение не регулируется, пересекать проезжую часть надо особенно осторожно, убедившись, что вблизи нет движущихся транспортных средств.

На загородных дорогах люди ходят по обочинам. По обочине нужно идти навстречу едущим автомобилям. Часто при разъезде на узких дорогах автомобили выезжают на обочину. Двигаясь по обочине навстречу автомобилю, пешеход всегда его увидит и уступит дорогу. В темное время суток и при недостаточной видимости пешеход обязан использовать «фликер» (световозвращающий элемент), а передвигающиеся на велосипеде – жилеты повышенной видимости. Если рядом с дорогой имеется пешеходная дорожка, то идут только по ней. Вы знаете, что пешеходные дорожки отмечают знаком «Пешеходная дорожка».

Иногда бывает нужно перейти загородную дорогу, а пешеходного перехода нет. В этом случае надо выбрать место, где дорога хорошо просматривается в обе стороны на большое расстояние и где проезжающие автомобили видны издалека.

Прежде чем перейти дорогу, надо убедиться, что на ней не видно приближающихся автомобилей.

Запрещается переходить дорогу около крутого поворота. Это очень, опасно, потому что из-за поворота может неожиданно выехать автомобиль или другое транспортное средство.

Нельзя пересекать дорогу около того места, где она круто уходит в гору и ли подымается в гору; можно из-за горы не заметить приближающего автомобиля.   Автобус, троллейбус, трамвай ожидают только на посадочных площадках, а если их нет, то на тротуаре или обочине.

Нельзя устраивать игры и кататься на велосипедах детям моложе 14 лет на улицах и дорогах. Для этого отведены специальные площадки во дворах, парках и территориях учреждений образования.

Нарушая эти правила, Вы подвергаете себя большой опасности.

Правила безопасности детей на дорогах

Ловушки, которые подостерегают тебя на дороге.

Ловушка №1 – «Мой автобус! Надо бежать скорее!»

Ты опаздываешь (на тренировку, музыку, встречу с друзьями) и вдруг видишь, что идет твой автобус. У тебя одна мысль в голове: «Скорее в него запрыгнуть!» Вот тут –то и подстерегает главная опасность. Ведь в таком случае дети (да и многие взрослые) не видят ничего вокруг. И перебегают дорогу, не останавливаясь и не оглядываясь.

Ловушка №2 «Машина идет медленно, успею перебежать»

Так обычно думают дети и попадают под автомобиль. Ведь за одной машиной может скрываться другая, которая идет на большой скорости.

Ловушка №3 «На остановке я в безопасности!»

Знаешь ли ты, что по статистике в зоне остановки попадают в дорожно-транспортные происшествия в три раза больше детей, чем на перекрестке. Помни, чтобы не попасть под машину автобус нельзя обходить ни спереди, ни сзади! Надо обязательно дождаться, когда он отъедет.

Ловушка №4 «Опасности нет!»

Очень опасны машины и автобусы, стоящие у обочины. Они загораживают собой дорогу, и ты не сможешь заметить приближающийся транспорт, а водитель не увидит тебя и не успеет затормозить. Поэтому всегда осторожно выглядывай из-за таких препятствий, а уж потом начинай движение.

Ловушка № 5 «Ни шага назад!»

Если ты стоишь на осевой линии, разделяющей дорогу, то помни что следить надо не только за машинами, которые подъезжают справа. Надо помнить о машинах, которые едут за спиной! Испугавшись, можно сделать шаг назад – прямо под колеса автомобиля, подъехавшего слева. Если  тебе  пришлось остановиться на середине улицы, не делай ни одного движения, не осмотревшись. Следи за автомобилями, приближающимися к тебе справа и слева.

И помни!

Дорогу нельзя перебегать, ее нужно только ПЕРЕХОДИТЬ! Машина не может остановиться мгновенно, даже если водитель нажмет на тормоз. Она еще несколько метров будет быстро ехать по дороге, так что ты не успеешь сделать и шага назад.

Профилактические видеоролики ГАИ

Учебный фильм «Детский травматизм»

Профилактика подросткового травматизма

Опасный паркур: как избежать травм

Первая помощь при травмах

Пожарная безопасность

Безопасность на дорогах

Электробезопасность

ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Безопасность летом

Осторожно-пиротехника!

Безопасность во время туристических походов, экскурсий

Безопасность зимой