Государственное учреждение образования

"Гимназия №7 г. Витебска имени П.Е.Кондратенко"

BelarusianRussianEnglish
✉ 210032, г.Витебск,
проспект Победы, 29-А
+375212 622605 +375212 622620
📧 gymn7@pervroo-vitebsk.gov.by
 

Пункт коррекционно-педагогической помощи

a

Пункт коррекционно-педагогической помощи обеспечивает специализированную консультативно-диагностическую, коррекционно-образовательную помощь детям с речевыми нарушениями. 

Основной целью деятельности ПКПП является оказание коррекционно-педагогической помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи.

 

Коррекционно-педагогическая помощь оказывается учащимся и направлена на исправление нарушений устной речи (дизартрия, дислалия, заикание, нерезко выраженное общее недоразвитие речи) и исправление нарушений чтения и письма (дисграфия, дислексия). Учителями-дефектологами проводятся коррекционные занятия индивидуально, с группой или подгруппой  в первой и во второй половине дня, до или после уроков (в зависимости от смены).

 

Достижению поставленных задач способствуют игровые формы работы, подбор доступного занимательного материала, использование элементов современных технологий. Все это позволяет детям с особенностями психофизического развития успешно овладевать учебными программами, чувствовать себя комфортно в школе.

Направления работы пункта коррекционно-педагогической помощи:

— коррекция звукопроизношения;
— развитие фонематических процессов;
— пополнение активного и пассивного словаря;
— формирование грамматического строя речи;
— развитие связной речи;
— совершенствование навыков письма и чтения;
— развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления.

Мошканова Екатерина Алексеевна

учитель-дефектолог первой квалификационной категории

Пункт коррекционно-педагогической помощи располагается на первом этаже в кабинете №110.

Занятия проводятся в период с 16 сентября по 25 мая.

Периодичность посещения занятий обучающимися составляет 2- 3 раза в неделю в зависимости от сложности дефекта, вида речевой патологии и этапа коррекции.

Рекомендации для родителей по развитию речи детей

Развитие речи у ребёнка предполагает накопление запаса слов в процессе речевого общения с окружающими.

Трудно переоценить значение Вашей помощи своему ребёнку в познании окружающего мира. Чем же могут помочь родители?

Обучая ребёнка вполне доступными Вам средствами, Вы даете возможность специалистам формировать у ребёнка специфические умения. Вы можете закрепить полученные глухим школьником навыки устной речи, т.е. навыки произношения, чтения с губ.

Чем теснее вы поддерживаете связь с педагогами, воспитателями, выполняя их советы, читаете общую и специальную литературу по формированию речи у неслышащих, тем самым Вы помогаете ему не ощущать свой физический дефект, во всяком случае, не тяготиться им.

Родители должны знать, что умственные возможности развития здорового глухого ребёнка ни в чем не уступают возможностям слышащего. Вам необходимо овладеть дактильной (пальцевой) речью, которая широко используется в принятой в нашей стране системе обучения глухих детей.

Помните, что умение правильно показать знаки – первое исходное условие. Знаки нужно показывать четко и ясно. Если вы одновременно говорите и дактилируете, следите, чтобы в этом случае Ваше произношение было слегка замедленным, но ни в коем случае не слоговым, иначе это плохо отражается на произношении ребёнка, на чтении с губ.

Наибольшую роль играет закрепление навыков чтения, письма и, как вспомогательного средства, дактильной речи.

Родителям нужно дома, во время каникул обратить самое пристальное внимание на понимание глаголов. Понимание поручений типа: принеси, помоги, дай, покажи, нарисуй. Привлекайте внимание ребёнка к движению губ и, произнося слова обычным голосом, вам следует убедиться, что ребёнок усвоил смысл обращенных к нему слов.

Давайте поручения вразбивку.

Если Вы не можете объяснить что-либо ребёнку, записывайте слова и фразы в блокнот. Например: ребёнок видит и показывает Вам пальцем летящий самолет. Тут же напишите фразу: «Летит самолет». Ребёнок видит, как вы готовите обед, запишите и дайте ему прочитать: «Я готовлю обед», «Я приготовила обед».

После прочтения хорошо ему эту же фразу повторить устно. Таких случаев Вам жизнь представляет множество, вы их используйте.

Изо дня в день будут вырастать возможности ребёнка понимать и запоминать такие фразы. Постарайтесь, чтобы он повторил каждую фразу на память. Если вы будете делать так систематически, у Вашего ребёнка будет развиваться самостоятельная речь.

Записывайте впечатления, полученные им дома в специальной тетради, последовательно фиксируйте все, что он видел и делал дома. Необходимо не только составлять такие записи, но и помочь пересказать их. Ребёнок должен ясно представлять себе содержание каждой написанной фразы. Следует обсуждать просмотренные картины, телевизионные детские передачи.

Записав текст, расставьте ударения и прочитайте его два, три раза. Таблички-названия предметов необходимо писать одинаковым шрифтом и одного цвета (желательно черным). Шрифт простой. Предложение должно укладываться в одну строчку. Переносить слова не следует. В зависимости от степени понижения слуха у ребёнка остаются возможности воспринимать те или иные элементы речи.

У вашего ребёнка должен быть слуховой аппарат, который выписал ему врач – слухопротезист. Аппарат ребёнок должен носить постоянно. Он помогает использовать самые малые остатки слуха. Ваша помощь будет достаточно ощутимой, если вы будете поддерживать тесную связь с учителем, ведущим занятие по развитию слуха и формированию произношения.

Вы должны помнить, что в результате специальных упражнений, под влиянием развивающейся самостоятельной речи, состояние слуха у ребёнка может несколько измениться в лучшую сторону. Бывает, что ребёнок, который ранее определялся как глухой с остатками слуха, теперь классифицируется как слабослышащий. Но если не носить аппарата, не развивать остатки слуха, ребёнок теряет слух совсем.

Ваш ребёнок находится в школе, основная работа по обучению его произношения происходит там.

Знайте, что эффект усвоения устной речи зависит не только от постановки звуков, которую осуществляет специалист, но и в большой мере от вашего внимания к произношению ребёнка в процессе общения с ним.

Внимательно прислушивайтесь к произношению ребёнка, даже, не зная, как исправить тот или иной дефект. В случае плохого произношения попросите его повторить сказанное. Это напоминание заставит ребёнка постараться восстановить знакомые ему ощущения правильного произношения и самому исправить ошибку.

Если будете следовать данному правилу постоянно, это приучит ребёнка к тому, что надо всегда стараться говорить хорошо. Следите за слитным произношением слов. Следите за правильным ударением в словах.

Ударный слог нужно выделять не громким произношением его, а длительным произношением гласного звука в этом слоге.

КОГДА НУЖНО ОБРАЩАТЬСЯ

Ребёнку 6-8 лет требуется консультация специалиста, если он

  • плохо различает и воспроизводит звуки;
  • с трудом учит стихи;
  • путается в порядке следования времён года и дней недели;
  • не может правильно повторить в прямом порядке четыре цифры, а в обратном — три;
  • не может правильно повторить серии ударов по столу (карандашом) с длинными и короткими интервалами;
  • плохо ориентируется в понятиях “право — лево”;
  • никак не научится застёгивать пуговицы и завязывать шнурки;
  • затрудняется в составлении рассказа по серии сюжетных картинок.

ЗАЧИСЛЕНИЕ В ПКПП

ЗАЧИСЛЕНИЕ В ПКПП  осуществляется приказом директора учреждения образования на основании следующих документов:

– заключение центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации;
– заявление законного представителя учащегося.

ОТЧИСЛЕНИЕ ИЗ ПКПП

Отчисление из ПКПП  осуществляется приказом директора учреждения образования на основании списка учащихся, составленного по результатам обследования детей учителем-дефектологом ПКПП. Отчисление может осуществляться по следующим причинам:

  • исправление нарушений физического и (или) психического развития;
  • смена места жительства;
  • перевод в иное учреждение образование;

ОБСЛЕДОВАНИЕ И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПО ГРУППАМ

проводится  учителем-дефектологом ПКПП в период с 1 по 15 сентября текущего учебного года.

Объём коррекционно-педагогической помощи, форму проведения занятий для каждого ребенка  учитель-дефектолог определяет самостоятельно по результатам изучения индивидуально-типологических особенностей учащихся.

ЗАПИСАТЬСЯ НА КОМИССИЮ

Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации находится по адресу:
г.Витебск, ул.26 июня, дом 5
671426 (Директор)
661394 (Приемная/факс)
ckroir-vitebsk.schools.by

На комиссию предоставляются следующие документы:

–  справка от психоневролога (состоит ребёнок на учёте в  психоневрологическом диспансере или нет);
–  выписка из истории раннего развития с записью обследования узких специалистов (лор, окулист, невролог, логопед);
–  характеристика из ДДУ (заверенная); для учащихся школьного возраста характеристика классного руководителя и письменные работы по математике и русскому языку.
–  творческие работы (2-3 рисунка).

Психолого-медико-педагогическое обследование осуществляется в присутствии законных представителей ребёнка. По результатам обследования выдаётся заключение.

С заключением ЦКРОиР,  а также с я  необходимо прийти к учителю-дефектологу гимназии для зачисления ребёнка на занятия или постановки на очередь.

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохраненной иннервации речевого аппарата.

Алалия – отсутствие или недоразвитие речи, вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка (системные тяжелые нарушения речи).

Дизартрия – нарушения произносительной стороны речи, обусловленные недостаточностью иннервации речевого аппарата.

Заикание – нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

Дисграфия – частичное специфическое нарушение процесса письма.

Дислексия – частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.

Общее недоразвитие речи (ОНР) – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и слуховой стороне при нормальном слухе и интеллекте. Это самый распространенный диагноз у детей, посещающих логопедические группы. Выделяют три уровня: первый уровень самый «тяжелый», третий уровень самый «легкий».

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами, вследствие дефектов восприятия и произношении фонем.

Фонематический анализ и синтез – умственные действия по анализу и синтезу звуковой структуры слова.

Фонематическое восприятие – специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова.

Фонематический слух – тонкий систематизированный слух, помогающий осуществлять операции различения и узнавания фонем (букв), составляющих звуковую оболочку слова.