ШКОЛА АКТИВНОГО ГРАЖДАНИНА
С целью воспитания чувства ответственности за будущее Родины, расширения и систематизации знаний учащихся 9-х классов о событиях Второй мировой и Великой Отечественной войн 03 февраля 2022 года в рамках проекта «ШАГ» рассмотрена тема «Антифашистское сопротивление на оккупированных территориях». В ходе рассмотрения темы учащиеся демонстрировали свои знания т.к. данная тема была изучена на уроках истории всемирной и истории Беларуси. Ребята свободно вступали в диалог, аргументировали свою точку зрения, конкретизировали ответы примерами.
ШАГ 1 «МЫ УЗНАЁМ»
Учитель истории Шаруба С.И. актуализирует знания учащихся о движении Сопротивления на оккупированных территориях, о становлении и развитии партизанского движения, о первых партизанских отрядах на территории Беларуси, акцентируя внимание на тех аспектах, которые не были освещены на уроках по учебным предметам «Всемирная история» (тема «Борьба с захватчиками на оккупированной территории»), «История Беларуси» (тема «Развертывание народной борьбы против германских оккупантов»).
ШАГ 2 «МЫ РАЗМЫШЛЯЕМ»
Учитель истории организует обсуждение информации, полученной в ШАГе 1.
Блок «Движение Сопротивления»
Стихийные антифашистские выступления стали вспыхивать во многих европейских странах с первых дней войны. Борьба против немецко-фашистских захватчиков в странах Европы получила название движение Сопротивления.
Основные цели движения были:
освобождение европейских стран от фашистского порабощения;
восстановление национальной независимости;
установление демократического политического строя;
осуществление прогрессивных социальных преобразований.
Наиболее действенными формами сопротивления немецко-фашистским агрессорам были:
партизанское движение;
подпольная борьба;
агитационно-пропагандистская деятельность;
экономический саботаж;
невыполнение директивных указаний военно-оккупационных властей;
В движении Сопротивления участвовали люди разных социальных слоев и групп, политических и религиозных взглядов: интеллигенция, рабочие и крестьяне; коммунисты и социалисты; либералы, консерваторы и беспартийные; христиане и мусульмане.
Их объединяла общая цель – противостоять германскому оккупационному режиму и восстановить национально-государственную независимость.
Антифашистская борьба развернулась в Польше, Франции, Югославии, Албании, Бельгии, Греции, Дании, Норвегии, Нидерландах, Чехословакии. Италии, Австрии, Румынии, Болгарии, Хорватии, Финляндии, Венгрии, Италии, Германии и Австрии, а также в нейтральных Швеции и Швейцарии.
На расширение и активизацию движения существенное влияние оказали нападение Германии на Советский Союз, мужественное сопротивление советского народа и первые победы Красной Армии, особенно победа под Москвой.
Международный день движения Сопротивления отмечается ежегодно 10 апреля и посвящен всем, кто противодействовал фашистским режимам во время Второй мировой войны (1939-1945) на территориях, оккупированных войсками Третьего рейха.
Вопросы для обсуждения:
В каждой отдельной стране движение Сопротивления было глубоко национальным по своему характеру, но, в то же время, это было интернациональное движение. Как вы думаете, почему?
Как вы думаете, каким образом действия участников движения Сопротивления в разных странах способствовали победе антигитлеровской коалиции и приблизили окончание войны?
Блок «Партизанское движение»
Наиболее широкий размах антифашистское сопротивление приобрело на оккупированной территории Советского Союза. Одним их важнейших и наиболее действенных его форм было партизанское движение.
Партизанское движение – вооруженная борьба широких слоев населения, объединенного в организованные формирования на оккупированных территориях, против агрессоров за свободу и государственную независимость.
Во время Великой Отечественной войны массовое партизанское движение развернулось на территории Беларуси.
Впервые было сказано о необходимости организации партизанской войны в тылу врага в секретной директиве СНК СССР и ЦК ВКП (б) партийным и советским организациям прифронтовых областей от 29 июня 1941 года: «В занятых врагом районах создавать партизанские отряды и диверсионные группы для борьбы с частями вражеской армии, для разжигания партизанской войны всюду и везде, для взрыва мостов, дорог, порчи телефонной и телеграфной связи, поджога складов и т. д. В захваченных районах создавать невыносимые условия для врага и всех его пособников, преследовать и уничтожать их на каждом шагу, срывать все их мероприятия».
В своем выступлении по радио 3 июля 1941 года И.В. Сталин открыто озвучил призыв к населению оккупированной территории развертывать «партизанскую войну везде и всюду…, создавать невозможные условия для врага и всех его пособников, преследовать и уничтожать их на каждом шагу, срывать все их мероприятия».
22 июня 1941 года на территории БССР было введено военное положение, начала осуществляться мобилизация в Красную Армию лиц призывного возраста, а для борьбы с вражескими диверсантами, охраны важных объектов и общественного порядка стали создаваться из тех, кто не подлежал мобилизации в армию, истребительные отряды и батальоны. По мере приближения линии фронта на их базе был сформирован ряд партизанских отрядов. Например, отряд легендарного партизанского командира Василия Коржа и отряд Тихона Бумажкова и Федора Павловского.
Т. Бумажков и Ф. Павловский Указом Президиума ВС СССР от 6 августа 1941 года первыми из партизан были удостоены звания Героя Советского Союза, а командир Пинского партизанского соединения, генерал-майор Василий Захарович Корж этого звания удостоен 15 августа 1944-го.
Партизанское движение имело общенародный характер. Бригады и отряды пополнялись за счет местного населения и опирались на его поддержку.
Руководство партизанским движением осуществляли:
Центральный штаб партизанского движения и Белорусский штаб партизанского движения.
В годы Великой Отечественной войны на оккупированной территории Советского Союза партизанская борьба получила грандиозный размах.
Против немецко-фашистских оккупантов сражалось более 6 тыс. партизанских отрядов, объединявших свыше 1 млн партизан. Численность белорусских мстителей превышала 374 тыс. человек. Они были объединены в 1255 отрядов, 997 из них входили в 213 бригад и полков, 258 действовали самостоятельно. Партизанские резервы составляли более 440 тыс. человек. 54 % партизан составляла местная молодежь в возрасте до 25 лет.
Пятеро школьников были удостоены звания Героя Советского Союза:
Марат Казей, 14 лет
Валя Котик, 14 лет
Леня Голиков, 16 лет
Зина Портнова, 17 лет
Александр Чекалин, 16 лет
Вопросы для обсуждения:
Как вы думаете, почему среди партизан и подпольщиков было много подростков и молодежи?
В Беларуси сопротивление оккупантам носило общенародный характер: по организованности, количеству участников, формам и средствам борьбы превосходило все европейские страны. Как вы думаете, почему?
ШАГ 3 «МЫ ПОДВОДИМ ИТОГИ»
К концу 1941 года в Беларуси действовало около 230 партизанских отрядов и групп общей численностью 12 тыс. человек. Именно эти бойцы первых формирований создали очаги партизанской борьбы, которые не были подавлены до конца войны, и привели к ситуации, которую бывший начальник транспортной службы группы армий «Центр» полковник Х. Теске охарактеризовал следующим образом: «Первая битва, которую проиграл вермахт во Второй мировой войне, была битва против советских партизан зимой 1941–1942 годов. Затем последовали дальнейшие поражения в этой войне… в основном они состояли в том, что с самого начала инициатива находилась у партизан и осталась у них до конца войны»
В ходе подведения итогов учащиеся выступили с сообщениями о развертывании партизанской борьбы на Витебщине. Самостоятельно проработали материал интернет-проекта «Партизаны Беларуси» и выяснили, какие партизанские отряды (бригады) действовали на территории Витебщины, в каких боевых операциях они участвовали, подготовили сообщение о М.Ф.Шмыреве, П.М. Машерове.