Государственное учреждение образования

"Гимназия №7 г. Витебска имени П.Е.Кондратенко"

BelarusianRussianEnglish
✉ 210032, г.Витебск,
проспект Победы, 29-А
+375212 622605 +375212 622620
📧 gymn7@pervroo-vitebsk.gov.by
 

Советы психолога

a

Работа классного руководителя по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних

Посмотреть

Рекомендации для педагогов по профилактике суицидального поведения

Посмотреть

Типичные ошибки, затрудняющие профилактику суицидов

Профилактика самоубийств должна начинаться, прежде всего, с развенчания «мифов», якобы объясняющих психологию людей, покончивших жизнь самоубийством. Некоторые из них, получившие наибольшее распространение, изложены ниже.

Заблуждение №1. Самоубийства совершаются в основном психически не нормальными людьми. Изучение обстоятельств суицида показало: большинство из лишивших себя жизни – это практически здоровые люди, попавшие в острые психотравмирующие ситуации. Они никогда не лечились у психиатров, не обнаруживали каких-либо поведенческих отклонений, позволяющих отнести их к категории больных. По данным многих авторов, на учете в психоневрологических диспансерах состояло лишь около 20 % суицидентов и только 8-10 % нуждались в специализированной медицинской помощи.

Заблуждение №2. Самоубийства предупредить невозможно. Тот, кто решил покончить с собой, рано или поздно это сделает. Многие сомневаются относительно самой возможности предупреждения самоубийства. Суицидальные намерения, считают они, неотвратимы: если человек решил покончить с собой, никто и ничто не сможет остановить. Однако еще В.М. Бехтерев (1912 г.) отмечал, что потребность к самоуничтожению у подавляющего большинства людей является лишь временной. Н.Л. Бердяев подчеркивал, что самоубийцы – это люди с «ободранной кожей», т. е. суицид – это «крик о помощи». Таким образом, потребность суицидента в душевной теплоте, желание быть выслушанным, понятым, готовность принять предлагаемую помощь: все это убеждает, что организация профилактики самоубийств необходима.

Заблуждение № 3. Если человек открыто заявляет о желании покончить с собой, то он никогда не совершит самоубийства. По данным исследований, 3/4 людей, совершивших самоубийства или покушавшихся, сообщали о своих намерениях ближайшему окружению, а изучение уголовных дел показало, что около 20 % суицидентов ранее уже пытались покончить с собой.

Заблуждение № 4. Если загрузить человека работой, то ему некогда будет думать о самоубийстве. В практике педагогической деятельности имеет место упрощенное понимание возможности предупреждения суицидального происшествия. Считается, что, если ребенок будет загружен работой и за ним будет осуществляться жесткий контроль, то проблема будет решена. Реальное же осуществление такой «профилактики» выливается в нарушение элементарных условий труда и отдыха, что приводит к истощению психо-физиологических ресурсов организма, еще больше повышая вероятность суицидальных попыток.

Заблуждение № 5. Чужая душа – потемки. Предвидеть попытку самоубийства невозможно. Барьером для профилактики самоубийств является распространенное в педагогической практике мнение, что нет внешних признаков, которые указывают на решение человека покончить с собой. В подобных высказываниях есть рациональное зерно: «заглянуть в душу», познать внутренний мир обучающегося действительно очень сложно. Но такие возможности у педагога, как правило, имеются.

Заблуждение № 6. Существует некий тип людей, «склонных к самоубийству». Самоубийство совершают люди различных психологических типов. Реальность суицидального намерения зависит от силы психотравмирующей ситуации ее личностной оценки как непереносимой.

Заблуждение № 7. Не существует никаких признаков, которые указывали бы на то, что человек решился на самоубийство. Самоубийству, как правило, предшествует необычное для данного человека поведение. Педагогические работники должны знать «знаки беды», т.е. те действия и высказывания, которые служат своеобразным сигналом о готовности к суициду.

Заблуждение № 8. Решение о самоубийстве приходит внезапно, без предварительной подготовки. Анализ суицидальных действий показал, что они являются результатом достаточно длительной психотравматизации. Суицидальный кризис может длиться несколько недель и даже месяцев.

Заблуждение № 9. Если человек совершил попытку самоубийства, он никогда не повторит снова. Если человек совершил неудачную попытку самоубийства, то риск повторной попытки очень высок. Причем наибольшая ее вероятность – в первые два месяца. Суицид – акт преднамеренной смерти, направленный на самого себя. Он может произойти не только где-то рядом, по соседству, но даже в вашем образовательном учреждении. Вот почему очень важно, чтобы каждый педагог имел представление об этом и знал, что можно сделать, если кто-то стоит на грани самоубийства. Помните: не бывает, чтобы человек совершил самоубийство, не раскрыв своих чувств, не изменив своего поведения. Поэтому работники учреждений образования должны уметь вести повседневную профилактическую работу с обучающимися по профилактике суицидов, уметь распознать «знаки беды» и оказать первичную помощь суициденту в кризисной жизненной ситуации, тем самым спасти своего сотрудника, коллегу.

ЗАПОМНИТЕ!!! Люди совершают суицид, когда не видят путей решения своих проблем после неудачных попыток их решения при обострении чувства безнадежности.

Рекомендации педагогам по проведению беседы с подростком, размышляющим о суициде

Рекомендации педагогам по проведению беседы с подростком, размышляющим о суициде:

• внимательно слушать собеседника, так как подростки очень часто страдают от одиночества и невозможности излить перед кем-то свою душу;

• правильно формулировать вопросы, спокойно и доходчиво расспрашивая о сути тревожащей ситуации и о том, какая помощь необходима;

• не выражать удивления от услышанного и не осуждать ребенка за любые, самые шокирующие высказывания;

• не спорить и не настаивать на том, что его беда ничтожна, ему живется лучше других, поскольку высказывания типа «у всех есть такие же проблемы» заставляют ребенка ощущать себя еще более ненужным и бесполезным;

• постараться изменить романтическо-трагедийный ореол представлений подростка о собственной смерти;

• не предлагать неоправданных утешений, поскольку подростки зачастую не способны принять советы, но подчеркнуть временный характер проблемы;

*одновременно стремиться вселить в подростка надежду, которая, однако, может привести к конструктивным способам ее решения; она должна быть реалистичной и направленной на укрепление его сил и возможностей.

Правила общения с человеком с суицидальными мыслями

1. Попытайтесь  убедить  человека обратиться  к специалистам (психолог, врач, невропатолог).

2. Разработайте стратегию  помощи, если человек отказывается от помощи специалистов.

3. Будьте заинтересованы в судьбе этого человека и готовы помочь.

4. Оцените его внутренние  резервы – найдите их.

5. Позвольте выговариваться – человек почувствует облегчение.

6. Не  оставляйте  в одиночестве.

7. Поддерживайте его и будьте ненавязчиво настойчивы в позитиве – дайте ему эмоциональную  опору.

8. Давайте больше позитивных установок, т.к. в состоянии душевного кризиса нужны строгие утвердительные указания.

9.  Будьте компетентны в данном вопросе – соблюдайте такт, терпение, обратитесь за консультацией к специалисту.

10. Убедите его  в  том, что  он  сделал верный  шаг,  приняв  вашу помощь.

11. Помогите ему осознать или вспомнить  его  способность  анализировать и воспринимать советы окружающих.

12. Помогите осознать, что следует   принять во внимание  и другие  возможные источники  помощи: друзей, семью, врачей, священников, к которым  можно обратиться.

13. Помогите отвлечься от негативных мыслей, что поможет вернуть  душевные силы  и стабильность.

14. Внушите ему чувство уважения к собственной жизни и к себе самому.

15. Примените технику 2 колонок – негатив превратите в позитив.

Если в ходе беседы подросток пессимистически оце­нивал будущее, активно высказывал суицидальные мысли, то его необходимо БЕЗОТЛАГАТЕЛЬНО НАПРАВИТЬ В БЛИ­ЖАЙШЕЕ ЛЕЧЕБНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ.

Памятка для педагогов «Маркеры суицидального состояния»

*Высказывания о нежелании жить: «Было бы лучше умереть», «Не хочу больше жить», «Я больше не буду ни для кого проблемой», «Тебе больше не придётся обо мне волноваться»,

*Фиксация на теме смерти в литературе и живописи;

*Частые разговоры об этом, сбор информации о способах суицида;

*Активная предварительная подготовка к выбранному способу совершения суицида (сбор таблеток, отравляющих веществ);

*Сообщение друзьям о принятии решения о самоубийстве (прямое и косвенное). Косвенные намеки на возможность суицидальных действий, например, помещение своей фотографии в черную рамку, появление среди сверстников с петлей на шее из подручных средств;

*Стойкая тяга к прослушиванию грустной музыки и песен;

*Раздражительность, угрюмость, подавленное настроение, проявление страха, беспомощности, безнадёжности, отчаяния;

*Чувство одиночества (меня никто не понимает и я никому не нужен), сложности контролирования эмоций, внезапная смена эмоций (то эйфория, то приступы отчаяния).

*Угроза нарушению позитивной социальной идентичности «Я», потеря перспективы будущего;

*Необычное, для этого человека поведение, в том числе, более безрассудное, импульсивное, агрессивное, антисоциальное, несвойственное стремление к уединению, снижение социальной активности у общительных и, наоборот, возбужденное поведение и повышенная общительность у малообщительных и молчаливых.

*Злоупотребление алкоголем, психоактивными веществами;

*Стремление к рискованным действиям, отрицание проблем;

*Снижение успеваемости, пропуск занятий, невыполнение домашних заданий; Приведение в порядок дел, примирение с давними врагами;

*Символическое прощание с ближайшим окружением (раздача личных вещей, фото, подготовка и выставление ролика, посвященного друзьям и близким);дарение другим вещей, имеющих большую личную значимость;

*Попытка уединиться: закрыться в комнате, убежать и скрыться от друзей (при наличии других настораживающих признаков)

a

Профилактика эмоционального выгорания педагогов

Посмотреть

Эмоциональное выгорание педагогов и способы его преодоления

Синдром выгорания – это счёт, который предъявляет психика за уже давно отчуждённую, бедную отношениями жизнь. 

В течение последних трех десятилетий проблема сохранения психического здоровья педагога в образовательном учреждении стала особенно острой. В связи с переходом современной школы на личностно-ориентированные модели образования повышаются требования со стороны общества к личности преподавателя, его роли в учебном процессе. От учителя требуется творческое отношение к работе, владение педагогической техникой (речью, выразительными средствами общения, педагогическим тактом), проектировочными умениями. Эмоциональное выгорание педагогов существенным образом влияет на качество взаимоотношений с обучающимися, их родителями и коллегами, качество учебно-воспитательной работы.

Так же эмоциональное выгорание педагогов потенциально содержит в себе увеличение нервно-психического напряжения личности, что приводит к возникновению невротических расстройств, психосоматических заболеваний. В практике образовательных учреждений возникает проблема профессиональной дезадаптации как отражения личностных противоречий между требуемой от педагога мобилизацией и наличием внутренних энергоресурсов, вызывающих достаточно устойчивые отрицательные (часто неосознаваемые) психические состояния, проявляющиеся в перенапряжении и переутомлении.

Синдром эмоционального выгорания – это неблагоприятная реакция специалиста на рабочие нагрузки, включающая в себя психологические, психофизиологические и поведенческие компоненты.

Эмоциональное выгорание относится к числу феноменов профессиональной деформации и развивается, как правило, у специалистов, которым по роду службы положено много общаться с другими людьми.

Анализ психических состояний во время проявления СЭВ показывает, что эмоциональное выгорание является сложным состоянием, включающим в себя несколько составляющих, имеющих негативную эмоциональную окраску. Оно является неравновесным и отклоняется от оптимального уровня, как в сторону снижения психической активности, так и в сторону повышения.

В связи с этим организация работы по сохранению психического здоровья педагогов является одной из наиболее актуальных задач современной системы образования.

Причины возникновения синдрома

Так как личность человека достаточно целостная и устойчивая структура, то она ищет своеобразные пути защиты от деформации. Одним из способов такой психологической защиты и является синдром эмоционального выгорания. Основная причина синдрома — это несоответствие между требованиями, предъявляемыми к работнику, и его реальными возможностями. Если для педагога нагрузка слишком велика и он объективно не в состоянии этого сделать, то возникает стресс, происходит ухудшение качества работы, может произойти разрыв взаимоотношений либо конфликтные взаимоотношения с участниками образовательного процесса.

Часто синдром вызывается несоответствием между стремлением работников иметь большую степень самостоятельности, определять способы и методы достижения тех результатов, за которые они несут ответственность, и жесткой, нерациональной политикой администрации. Результат тотального контроля — возникновение чувства бесполезности своей деятельности. Отсутствие соответствующего вознаграждения за работу переживается работником как непризнание его труда, что тоже может привести к апатии, снижению эмоциональной вовлеченности в дела коллектива, возникновению чувства несправедливости и, соответственно, к выгоранию.

Представим ситуацию, когда у человека возникает несоответствие между собственными этическими принципами и ценностями и требованиями, которые предъявляет работа. Если для работника важно удержаться на этом рабочем месте, то постепенно идет привыкание к нарушению собственных принципов, снижается их эмоциональная значимость.

Как уже сказано, СЭВ выступает как механизм психологической защиты в ответ на психотравмирующие воздействия. Выгорание — это отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы.

Изучая выгорание у профессионалов, психологи выяснили, что данное явление «заразно»: те, кто подвержен СЭВ, становятся циниками, негативистами и пессимистами; взаимодействуя на работе с другими людьми, которые находятся под воздействием такого же стресса, они могут быстро превратить целую группу в собрание «выгорающих».

Факторы, влияющие на эмоциональное выгорание

В ряде исследований психологов было выявлено, среди ситуаций в педагогической деятельности, влияющих на возникновение состояний эмоционального выгорания, большинство педагогов ставят на первое место начало своей деятельности после отпуска, каникул, курсов, то есть после того как педагог был временно выключен из собственно педагогической деятельности. Это подтверждает вывод о том, что одна из главных функций состояний эмоционального выгорания — адаптационная, помогающая организму приспособиться к стрессогенным для него условиям.

В качестве другой причины педагоги выделяют ситуации эмоционально неадекватного общения с субъектами образовательного процесса. Причем если в первом случае состояние эмоционального выгорания возникает сразу, то во втором — негативная реакция имеет свойство сначала накапливаться и только потом переходить в состояние эмоционального выгорания. Это подтверждает наличие еще одной функции данного состояния — защитной, которая оберегает психику педагога от разрушения в связи с неадекватно высокой эмоциональной напряженностью в деятельности.

Небольшой процент педагогов выделяют следующие ситуации, влияющие на эмоциональное выгорание: проведение открытых уроков; мероприятий, на которые было потрачено много сил и энергии, а в результате не получено соответствующего удовлетворения; окончание учебного года.

• высокую эмоциональную включенность в деятельность — эмоциональную перегрузку;

• отсутствие четкой связи между процессом обучения и получаемым результатом, несоответствие результатов затраченным силам;

• жесткие временные рамки деятельности (урок, четверть, год), ограниченность времени урока для реализации поставленных целей;

• неумение регулировать собственные эмоциональные состояния;

• организационные моменты педагогической деятельности: нагрузка, расписание, кабинет, моральное и материальное стимулирование;

• ответственность перед администрацией, родителями, обществом в целом за результат своего труда;

• отсутствие навыков коммуникации и умения выходить из трудных ситуаций общения с детьми, родителями, администрацией.

В педагогической деятельности целесообразно выделить три основных фактора, влияющих на возникновение эмоционального выгорания: личностный, коммуникативный и организационный.

Педагоги отмечают, что эмоциональное выгорание отрицательно сказывается на выполнении человеком своей деятельности, так как приводит к эмоциональной и личностной отстраненности, неудовлетворенности собой, за которыми следуют тревога, депрессия и всевозможные психосоматические нарушения, неадекватное эмоциональное реагирование.

Общая картина эмоциональных, волевых процессов, поведенческих реакций, проявляющихся в состоянии эмоционального выгорания, представлена следующими качествами: раздражительность, разочарование, обида, досада, апатия, подавленность, беспомощность, угнетенность, опустошенность,  горечь, отчаяние, конфликтность, стресс, безысходность.

Анализ эмоциональных и волевых процессов, поведенческих реакций, проявляющихся в состоянии эмоционального выгорания (СЭВ), показывает, что все они имеют негативную эмоциональную окраску и низкий уровень психической активности.

Фазы и симптомы стресса

Рассматривая поведенческие проявления, то есть симптомы выгорания, можно подчеркнуть очевидную связь этого феномена со стрессом. При эмоциональном сгорании налицо все три фазы стресса.

Во-первых, нервное напряжение, которое создают: отрицательная психоэмоциональная атмосфера, ощущение повышенной ответственности, трудные клиенты. Все это сопровождается следующими симптомами: переживания психотравмирующих обстоятельств, неудовлетворенности собой, «загнанности в клетку», тревоги и депрессии.

Во-вторых, сопротивление, во время которого человек пытается более или менее успешно оградить себя от неприятных впечатлений. В данный период проявляются следующие симптомы: неадекватного избирательного эмоционального реагирования, эмоционально-нравственной дезориентации, расширения сферы экономии эмоций, редукции профессиональных обязанностей, то есть выборочного выполнения профессиональных функций.

В-третьих, истощение, характеризующееся оскудением психических ресурсов, снижением эмоционального тонуса, которое наступает вследствие того, что проявленное сопротивление оказалось неэффективным.

В этой фазе формируются следующие симптомы: эмоционального дефицита, эмоциональной и личностной отстраненности, психосоматических нарушений.

Таким образом, есть вероятность, что подверженный данному синдрому специалист окажется истощенными не только психически, но и физически. Работа для него станет бременем, которое он не в состоянии нести. Прогнозируются разного рода психосоматические отклонения.

Синдром выгорания включает в себя три основные составляющие:

  • Эмоциональную истощенность.
  • Деперсонализацию (цинизм).
  • Редукцию профессиональных достижений.

Под эмоциональным истощением понимается чувство опустошенности и усталости, вызванное собственной работой.

Деперсонализация предполагает циничное отношение к труду и объектам своего труда. В частности в социальной сфере деперсонализация предполагает бесчувственное, негуманное отношение к клиентам, приходящим для лечения, консультации и других социальных услуг. Клиенты воспринимаются не как живые люди, а все их проблемы и беды, с которыми они приходят к профессионалу, с его точки зрения, есть благо.

Редукция профессиональных достижений – возникновение у работников чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней.

Симптомы профессионального выгорания

Первая группа – психофизические симптомы:

  • чувство постоянной усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости);
  • ощущение эмоционального и физического истощения;
  • снижение восприимчивости и реактивности в связи с изменениями внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию);
  • общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии, ухудшение биохимии крови и гормональных показателей);
  • частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта;
  • резкая потеря или резкое увеличение веса;
  • полная или частичная бессонница;
  • постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня;
  • одышка или нарушения дыхания при физической или эмоциональной нагрузке;
  • заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания, потеря внутренних, телесных ощущений.

Вторая группа – социально-психологические симптомы:

  • безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности);
  • повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;
  • частые нервные срывы (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, уход в себя);
  • постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, стыда, подозрительность, скованность);
  • чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»);
  • чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» или «я не справлюсь»;
  • общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, все равно ничего не получится»).

Третья группа – поведенческие симптомы:

  • ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее — все труднее и труднее;
  • сотрудник заметно меняет свой рабочий режим (увеличивает или сокращает время работы);
  • постоянно, без необходимости, берет работу домой, но дома ее не делает;
  • руководитель затрудняется в принятии решений;
  • чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам;
  • невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или не осознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий;
  • дистанцированность от коллег и клиентов, повышение неадекватной критичности;
  • злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных за день сигарет, применение наркотических средств.

Синдром эмоционального выгорания – результат стресса.

Профилактика стресса

Тем не менее можно попытаться предпринять профилактические шаги, которые предотвратят, ослабят или исключат данный феномен. Большая роль в борьбе с синдромом эмоционального сгорания принадлежит самому работнику. Соблюдая перечисленные ниже рекомендации, сотрудник не только сможет предотвратить возникновение синдрома эмоционального сгорания, но и достичь снижения степени его выраженности.

  1. Определение краткосрочных и долгосрочных целей. Достижение краткосрочных целей не только обеспечивает обратную связь, свидетельствующую о том, что человек находится на правильном пути, но и повышает долгосрочную мотивацию.
  2. Использование тайм-аутов. Для обеспечения психического и физического благополучия очень важны «тайм-ауты», т.е. отдых от работы и других нагрузок. Иногда необходимо «убежать» от жизненных проблем и развлечься, нужно найти занятие, которое было бы увлекательным и приятным.
  3. Овладение умениями и навыками саморегуляции. Овладение такими психологическими умениями и навыками, как релаксация, идеомоторные акты, определение целей и положительная внутренняя речь способствуют снижению уровня стресса, ведущего к выгоранию. Например, определение реальных целей помогает сбалансировать профессиональную деятельность и личную жизнь.
  4. Профессиональное развитие и самосовершенствование. Одним из способов предохранения от синдрома эмоционального сгорания является обмен профессиональной информацией с представителями других служб. Сотрудничество дает ощущение более широкого мира, чем тот, который существует внутри отдельного коллектива. Для этого существуют различные курсы повышения квалификации, всевозможные профессиональные неформальные объединения, конференции, где встречаются люди с опытом, работающие в других системах, где можно поговорить, в том числе и на отвлеченные темы.
  5. Избегание ненужной конкуренции. В жизни очень много ситуаций, когда мы не можем избежать конкуренции. Но слишком большое стремление к «победе» создает напряжение и тревогу, делает человека излишне агрессивным, что способствует, в свою очередь, возникновению синдрома эмоционального сгорания.
  6. Эмоциональное общение. Когда педагог анализирует свои чувства и ощущения и делится ими с другими, вероятность выгорания значительно снижается или этот процесс не так явно выражен. Поэтому рекомендуется, чтобы сотрудники в сложных рабочих ситуациях обменивались мнениями с коллегами и искали у них профессиональной поддержки. Если работник делится своими отрицательными эмоциями с коллегами, те могут найти разумное решение возникшей у него проблемы.
  7. Поддержание хорошей спортивной формы. Между телом и разумом существует тесная взаимосвязь. Хронический стресс воздействует на человека, поэтому очень важно поддерживать хорошую спортивную форму с помощью физических упражнений и рациональной диеты. Неправильное питание, злоупотребление спиртными напитками, табаком, уменьшение или чрезмерное повышение массы тела усугубляют проявление синдрома эмоционального сгорания.

Рекомендации педагогам по профилактике эмоционального выгорания

1. Определите для себя главные жизненные цели и сосредоточьте усилия на их достижении.

2. Думайте о чем-то хорошем отбрасывайте плохие мысли. Позитивное мышление и     оптимизм – это залог здоровья и благополучия.

3. Каждое утро, поднимаясь из кровати, думайте о чем-то хорошем, улыбнитесь, напомните себе, что все будет хорошо, а вы обворожительны и прекрасны, у вас замечательное настроение

4. Планируйте не только свое рабочее время, но и свой отдых. Устанавливайте приоритеты.

5. Особенное место отводите отдыху и сну. Сон должен быть спокойным, не менее 7-8 часов. Перед сном можно приготовить успокаивающую ванну с аромамаслами.

6. Используйте на протяжении дня короткие паузы (минуты ожидания, вынужденной бездеятельности) для расслабления.

7. Каждый вечер обязательно становитесь под душ и проговаривая события прошедшего дня, “смывайте” их, т. к. вода издавна является мощным энергетическим проводником.

8. Не сгущайте тучи! Не делайте из мухи слона!

9. Руководите своими эмоциями! Закройте глаза. Представьте берег моря. Руки поднимите вверх и разведите в сторону. Почувствуйте силу энергии. Сложите руки на животе.

10. Не пренебрегайте общением! Обсуждайте с близкими вам людьми свои проблемы.

11. Отдыхайте вместе с семьей, близкими друзьями, коллегами.

12. Найдите место для юмора и смеха в вашей жизни. Когда у вас плохое настроение, посмотрите кинокомедию, посетите цирк, почитайте анекдоты.

13. Не забывайте хвалить себя!

14. Улыбайтесь! Даже если не хочется.

15. Находите время для себя: примите расслабляющую ванну, почитайте любимую книгу, сделайте косметические процедуры и тому подобное! Устраивайте для себя небольшие праздники! Если Вы будете выглядеть лучше, то это может заставить Вас и чувствовать себя лучше.

16. Станьте энтузиастом собственной жизни!

17. Предпримите шаги для устранения причин напряжения.

18. Проблемы не нужно переживать, их нужно решать!

19. Умейте отказывать вежливо, но убедительно!

20. Если негативные эмоции захватили вас во время общения, то сделайте паузу, помолчите несколько минут, посчитайте до 10, выйдите из помещения, займитесь другим видом деятельности: переберите бумаги на столе, поговорите со своими коллегами на нейтральные темы, подойдите к окну и посмотрите в него, рассмотрите уличное движение, небо, деревья, порадуйтесь погоде, солнцу.

21. Делайте дни “информационного отдыха” от ТВ и компьютера. Почитайте что-то.

22. Посещайте, выставки, театр, концерты.

23. Если у вас имеются нарушения сна, старайтесь читать на ночь стихи, а не прозу. По данным исследований ученых, стихи и проза различаются по энергетике, стихи ближе к ритму человеческого организма и действуют успокаивающе.

24. Наилучшим средством для снятия нервного напряжения являются физические нагрузки – физическая культура и физический труд. Очень полезным также есть расслабляющий массаж. Замечательным средством достижения внутреннего равновесия является йога, дыхательная гимнастика, релаксация.

25. Музыка – это тоже психотерапия.

26. Позаботьтесь о психотерапевтическом влиянии среды, которая вас окружает (цветовая гамма). Хорошо успокаивают нервную систему зеленый, желто-зеленый и зелено-голубой цвета. Хорошо, когда дома стены окрашены в эти цвета, или же достаточно просто посмотреть на любую вещь, какого-то из этих цветов, — и нервное напряжение постепенно уменьшится.

27. Отдыхайте на природе, ведь такой отдых замечательно успокаивает нервную систему и делает человека добрее.

28. Позитивное влияние на нервную систему и настроение имеет и общение с животными.

29. Снять напряжение также поможет смена деятельности, когда позитивные эмоции от приятного занятия вытесняют грусть.

30. Уделяйте надлежащее внимание собственному здоровью!

31. Прощайте и забывайте. Примите тот факт, что люди вокруг нас и мир, несовершенны.

32.Начинайте восстанавливаться уже сейчас, не откладывайте на потом!

Помните: работа – всего лишь часть жизни!

Методы помощи при эмоциональном выгорании

1. Физиологические (воздействие на тело): солнечный свет, физические упражнения, принятие солнечных ванн (загар), свежий воздух, воздушные ванны, прогулки, купание, плавание в водоемах, бани (русская, финская), солярий, инфракрасное излучение, дыхательная гимнастика.

2. Физиотерапевтические: физиотерапия, электросон, иглоукалывание, акупунктуры всех школ, массаж, гомеопатия.

3. Биохимические (воздействие на клеточном уровне): здоровая еда, лекарства, кофеин и алкоголь в очень низких дозах, секс.

4. Психологические: аутотренинги, медитации, метод биологической обратной связи, методы саморегуляции, музыка, молитва.

Если вы понимаете, что сгорание уже происходит и достигло глубоких стадий помните: необходима специальная работа по отреагированию травматического опыта и возрождению чувств. Настоящее мужество состоит в том, чтобы признать: мне необходима профессиональная помощь.

Сначала идет трудная работа, цель которой – «снять панцирь бесчувствия» и дать разрешение своим чувствам выйти наружу. Это не ведет к утрате самоконтроля, но подавление этих чувств может вести к неврозам и физическим проблемам. При этом важна специальная работа с разрушительными «ядовитыми» чувствами (в частности, агрессивными). Результатом этой подготовительной работы становится “расчистка“ внутреннего пространства, высвобождающая место для прихода нового, возрождение чувств.

Следующий этап профессиональной работы – пересмотр своих жизненных мифов, целей и ценностей, своих представлений и отношения к себе самому, другим людям и к своей работе. Здесь важно принять и укрепить свое “Я”, осознать ценность своей жизни; принять ответственности за свою жизнь и здоровье и занять профессиональную позицию в работе.

И только после этого шаг за шагом изменяются отношения к окружающим людям и способы взаимодействия с ними. Происходит освоение по-новому своей профессиональной роли и других своих жизненных ролей и моделей поведения. Человек обретает уверенность в своих силах. А значит, – он вышел из-под действия синдрома эмоционального сгорания и готов успешно жить и работать.

Психологи считают: чтобы не стать жертвой синдрома, нужно, прежде всего, правильно относиться к себе, другим людям и своей работе.

Главное – помните: синдром эмоционального выгорания – не болезнь и не приговор, это всего лишь способность вашей психики реагировать на эмоциональные перегрузки.

Памятка по профилактике эмоционального выгорания и поддержке психического здоровья педагогических работников

Профессиональное выгорание ­ – это долговременная стрессовая реакция, возникающая вследствие продолжительных профессиональных стрессов средней интенсивности. Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» или «освобождения» от них. Оно ведет к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов человека.

Стадии профессионального выгорания

Первая стадия: ­ приглушаются эмоции, сглаживаются острота чувств и свежесть переживаний; ­ исчезают положительные эмоции, появляется отстраненность в отношениях с членами семьи; ­ возникает состояние тревожности, неудовлетворенности.

Вторая стадия: ­ возникают недоразумения с коллегами; ­ появляются антипатия, а затем и вспышки раздражения по отношению к коллегам.

Третья стадия: ­ притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру, человек становится равнодушным; ­ безразличие ко всему.

Симптомы профессионального выгорания

Поведенческие симптомы: ­

  • ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее все труднее и труднее; ­
  • сотрудник заметно меняет свой рабочий режим(увеличивает или сокращает время работы);
  • ­ постоянно, без необходимости, берет работу домой, но дома ее не делает; ­
  • чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам; ­
  • невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям, трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или не осознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий;
  • дистанцированность от коллег, повышение неадекватной критичности.

 

Качества, помогающие педагогическим работникам избежать профессионального выгорания ­ хорошее здоровье и сознательная, целенаправленная забота о своем физическом состоянии (постоянные занятия спортом, здоровый образ жизни), адекватная самооценка и уверенность в себе, своих способностях и возможностях.

Психофизиологические симптомы: ­

  • чувство постоянной усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна; ­
  • ощущение эмоционального и физического истощения; ­
  • снижение восприимчивости и реактивности в связи с изменениями внешнейсреды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакция страха на опасную ситуацию); ­
  • общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии); ­ частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно­кишечного тракта; ­
  • резкая потеря или резкое увеличение веса; ­ полная или частичная бессонница; ­
  • постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня; ­
  • одышка или нарушения дыхания при физической или эмоциональной нагрузке; ­
  • заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания, чувство подавленности).

Социально­психологические симптомы:

  • безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события; ­
  • частые нервные срывы (вспышки гнева, злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных за день сигарет, применение наркотических средств); ­
  • немотивированный гнев или отказ от общения, уход в себя; ­
  • постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, стыда, подозрительность, скованность); ­
  • чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что­-то не так, как надо»); ­
  • чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» или «я не справлюсь»; ­
  • общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, все равно ничего не получится»).

Профилактика профессионального выгорания: 

  • Позволяйте себе свободно проявлять свои чувства, обсуждайте их со значимыми людьми.
  • Используйте каждую возможность пересмотреть свой опыт наедине с собой или вместе с другими.
  • Принимайте помощь и поддержку других, в том числе ­ коллег.
  • Помните: сами по себе симптомы профессионального выгорания НИКУДА НЕ ИСЧЕЗНУТ. Работайте над собой.
  • Обращайтесь за профессиональной помощью психолога, если не справляетесь самостоятельно.
  • Выделяйте достаточное время для сна, отдыха, размышлений.
  • Проявляйте ваши желания прямо, ясно и честно, говорите о них семье, друзьям и на работе.
  • Постарайтесь вести здоровый и активный образ жизни.

СПОСОБЫ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ СТРЕССОМ

Стресс – неизбежная реакция человеческого организма на негативные жизненные обстоятельства. Некоторые источники стресса неизбежны. В таких случаях лучшим способом справиться со стрессом является принятие этих ситуаций такими, какие они есть. Избежать стресса нельзя, но можно научиться эффективного его переживать.

Методы управления стрессом

  • Старайтесь быть «позитивными». Дайте себе установку: «как хорошо я могу справляться», и не думайте, как всё ужасно и что всё будет плохо. Хорошо работает формула «Дело сложное, но я постараюсь,  и все получится хорошо».
  • Учитесь ставить реальные цели.
  • Нарисуйте свои эмоции: когда мы видим свои чувства, мы можем ими управлять. Кроме того, с рисунком можно работать, дорисовывая или изменяя картинку на более позитивную.
  • Выражайте свои чувства, а не держите в себе. Если кто-то или что-то вас беспокоит, сообщите об этом открыто и уважительно. Если вы не выразите свои чувства, то ситуация, скорее всего, останется прежней.
  • Будьте готовы к компромиссу. Когда вы просите кого-то изменить свое поведение, то вы должны быть готовы сделать то же самое. Если вы оба готовы пойти навстречу друг другу – у вас будет хороший шанс устранить стрессовую ситуацию.
  • Постарайтесь выговориться.  Лучше всего – со специалистом или одним самым близким человеком. Еще лучше действует, когда мы рассказываем о своей проблеме мягкой игрушке или пишем письмо самому себе. Это может и не решит проблему, но ее острота значительно снизится.

Научитесь прощать. Примите тот факт, что мы живем в несовершенном мире, и что люди делают ошибки. Отпустите злость и обиды. Освободите себя от негативной энергии, простите и двигайтесь дальше.

В суете жизни не забывайте о себе. Забота о себе является необходимостью, а не роскошью.

  • Отведите время для отдыха. Включите отдых и релаксацию в свой ежедневный график. Не позволяйте никому и ничему посягать на ваше время отдыха. Оно предназначено для того, чтобы вы отдохнули от всех обязанностей и зарядились энергией.
  • Найдите время для проведения вашего досуга, который приносит вам удовольствие и радость, будь то игра на гитаре, или велосипедная прогулка, или что-то другое.
  • Сохраняйте чувство юмора. Это включает в себя и способность посмеяться над самим собой. Смех помогает организму бороться со стрессом
  • Посидите в тишине с закрытыми глазами.
  • Посмотрите свои фотографии.
  • Подумайте о чем–нибудь хорошем и приятном.
  • Вспомните 10 ситуаций своего успеха, когда Вам удалось добиться своей цели.
  • Займитесь ароматерапией, медитацией.
  • Ведите здоровый образ жизни.

Вы можете увеличить устойчивость к стрессам за счет укрепления вашего физического здоровья.

  • Регулярные физические упражнения. Физическая активность играет важную роль в сокращении и предотвращении последствий стресса. Найдите время, по крайней мере, 30 минут упражнений три раза в неделю. Ничто не сравнится с аэробными упражнениями для освобождения сдерживаемого напряжения.
  • Ешьте здоровую пищу. Помните о том, что здоровое питание поможет вашему организму лучше справиться со стрессом. Начинайте свой день с завтрака, и в течение дня питание должно быть сбалансированным и полноценным.
  • Уменьшите потребление кофеина и сахара. За счет уменьшения количества кофе, безалкогольных напитков, сахара в своем рационе, вы будете чувствовать себя более спокойно и будете лучше спать.
  • Избегайте употребления алкоголя, сигарет и наркотиков. Самолечение с помощью алкоголя или наркотиков может обеспечить легкий выход из стресса, но помощь носит временный характер. Последствия такого выхода из стрессового состояния будут катастрофическими для вашего организма.
  • Нормальный режим сна. Нормальный сон питает ваш ум и ваше тело, а усталость только увеличит ваш стресс.

Если вы не можете избежать стрессовой ситуации, попробуйте изменить ее. Выясните, как вы можете изменить положение вещей, чтобы эта проблема не возникала в будущем. Часто это связано с изменением межличностного общения и работы в вашей повседневной жизни.

Ваши мысли оказывают сильное воздействие на ваше физическое и эмоциональное состояние. Если у вас позитивные мысли о себе, то вы и чувствуете себя значительно лучше, верно и обратное. Уберите из своего лексикона такие слова как «всегда», «никогда», «не должен», «должен». Эти слова обрекают на провал ваши мысли.