Государственное учреждение образования

"Гимназия №7 г. Витебска имени П.Е.Кондратенко"

BelarusianRussianEnglish
✉ 210032, г.Витебск,
проспект Победы, 29-А
+375212 622605 +375212 622620
📧 gymn7@pervroo-vitebsk.gov.by
 

Родительский университет

a

Родительский университет

Навукова - метадычная ўстанова ``Нацыянальны інстытут адукацыі`` Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь

Подробнее

План мероприятий государственного учреждения образования «Гимназия №7 г. Витебска им. П.Е. Кондратенко» в рамках реализации республиканского проекта «Родительский университет»

на 2024/2025 учебный год

Подробнее

График консультаций для родителей в рамках реализации республиканской программы «Родительский университет»

Подробнее
a

Значение школьной отметки в жизни ребенка

Родительский университет

Значение школьной отметки в жизни ребенка

Проведено: 19.09.2024

Обучение в школе – одно из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально – психологическом, так и физиологическом плане. Изменяется вся жизнь ребёнка: всё подчиняется учебе, школе, школьным делам и заботам. Это очень напряжённый период, прежде всего потому, что школа с первых же дней ставит перед учеником целый ряд задач, не связанных с его опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил.Чтобы сохранить у ребёнка желание учиться, стремление к знаниям, необходимо научить его хорошо учиться.Все родители мечтают, чтобы их дети хорошо учились. Но некоторые родители считают, что, отдав ребёнка в школу, можно облегченно вздохнуть: теперь все проблемы, связанные с обучением, должна решать школа. Конечно, школа не отказывается от своих обязанностей. Но это дело не только школы, но и родителей. Учителя объясняют детям приёмы работы, а как усвоил ребёнок эти приёмы, как он их использует и использует ли вообще, остаётся вне поля зрения учителя. А у родителей есть полная возможность проконтролировать своего ребёнка. Они могут оказать ту помощь, которую не может оказать учитель.Особенное значение в этом случае приобретает сотрудничество родителей и учителя, согласование их действий.Уважаемые папы и мамы! Сегодня мы собрались поговорить о школьной отметке, которая играет значительную роль в жизни вашего ребенка и вашей семьи; именно школьная отметка часто является яблоком раздора между членами семьи и мерилом ценностей в воспитании ребенка.Сегодня мы построим родительское собрание так, чтобы больше проиграть те ситуации, которые связаны со школьной отметкой. Это поможет избежать часто встречающихся ошибок в семейном воспитании, связанных с этой проблемой.Сегодня мы поговорим о школьной отметке, которая играет значительную роль в жизни вашего ребенка и вашей семьи; именно школьная отметка часто является яблоком раздора между членами семьи и мерилом ценностей в воспитании ребенка.

Оценка не кнут и не пряник, а просто показатель роста, разумеется, если она максимально точна и достоверна.

Оценка нетождественна отметке. Оценка – это процесс оценивания; отметка – результат этого процесса, его условно-формальное отражение в баллах.

Процесс оценивания должен быть представлен в форме развернутого суждения, в котором учитель или родитель сначала разъясняет положительные и отрицательные стороны работы ученика, дает рекомендации, отмечает усилия и старания школьника и только затем,  КАК ВЫВОД из сказанного, называет заслуженную отметку.

«С первых дней школьной жизни на тернистом пути учения перед ребенком появляется идол – отметка. Для одного ребенка он добрый, снисходительный, для другого – жесткий, безжалостный, неумолимый. Почему это так, почему он одному покровительствует, а другого тиранит – детям непонятно. Ведь не может семилетний ребенок понять зависимость оценки от своего труда, от личных усилий – для него это пока непостижимо. Он старается удовлетворить или — на худой конец – обмануть идола и постепенно привыкает учиться не для личной радости, а для отметки», — писал В.А.Сухомлинский.

Родители редко разъясняют ребенку связь между отметкой и качеством выполнения учебного задания. Сами-то они в целом понимают, почему работа оценена так, а не иначе. Выходит, что учителя и родители достаточно успешно взаимодействуют друг с другом посредством отметок, используя их в качестве обратной связи, однако потребности и интересы школьника при этом не учитываются. Однако без помощи взрослых ребенок не в силах верно выделить критерии оценивания своей работы.Отметки необходимо обсудить. Если они хорошие – похвалить, спросить, за что ребенок получил отметку, доволен ли оно своей работой, ответом. Если же балл невысокий, ребенка не надо укорять. Необходимо детально проанализировать, почему работа оценена низко, какие трудности испытывал ребенок, и обязательно подбодрить, вселить уверенность в силы ученика, наметить план исправления оценки.Отметка не отражает меру усилий ученика в учебной работе. Известно, что одному школьнику  «пятерка»  достается с большим трудом, а другому и «десять» или «девять»— без особых усилий. Из отметки эти различия не видны. Ребенок должен знать, что родители его поймут, и какими бы ни были отметки, дома будет доброжелательная атмосфера.

Если рассмотреть отрицательную сторону отметок?

В отметках сосредоточена вся власть взрослых, так как отметки сменили множество форм физического наказания в школах, переложив часть педагогического воздействия на родителей (пусть родители сами решают, какие им принимать меры воспитания). Отметки стали олицетворять всю личность ребенка (хорошим учеником считается тот, кто получает хорошие отметки, плохим – плохие). Отметка стала главным и единственным средством общения между школой и семьей. Для ребенка плохая отметка – предвестник неприятностей в семье. Отметка – валютная купюра на «семейном» рынке. Часто детям отметки нужны не как действительные измерители их знаний и умений, а как валюта, на которую можно приобрести чуть больше свободы, более доброе и доверительное расположение к себе близких, товарищей, какие-то льготы, получить в подарок игрушку, прогулку и т.д. Ребенок хочет получить высокую отметку любой ценой, независимо от того, заслуживает он ее или нет.

Отметка – способ соревнования детей. Соревновательность – полезное чувство, но отметка в действительности вызывает преимущественно зависть. Зависть же разрушает товарищескую среду учащихся и является фактором, затрудняющим нормальный ход воспитания и обучения. Родители, связывая свое отношение к ребенку с его отметками, особенно если эти отметки не соответствуют их ожиданиям, затрудняют формирование адекватной положительной самооценки школьника, способствуют появлению у него неуверенности в себе, мешают развитию интереса к учению. Родителям необходимо помнить, что в учении важна не столько отметка, сколько реальные знания и умения ученика, его трудолюбие, ответственность, потребность в получении новых знаний. К тому же следует учитывать, что успешность ребенка в учении определяется множеством факторов. Не последнюю роль среди них играет вера родителей в возможности своего ребенка, а также их способность оказать ему реальную помощь.  Ребенок пришел после занятий домой. Не следует спрашивать его «Какие у тебя сегодня отметки?» или «Что ты получил?».  Ведь именно так приучаем детей ценить не знания, не положительные эмоции, связанные с процессом познания, а отметку, балл, выставленный в тетрадь или дневник, делаем его наивысшей ценностью. Не лучше ли выяснить, был ли сегодняшний день приятным, интересным и почему?

Ценности семьи как основы воспитания ребенка

Родительский университет на тему:

«Ценности семьи как основы воспитания ребенка»

Дата проведения: 19.09.2024

 

В современном мире человек то и дело преодолевает разнообразные трудности, проходит через всевозможные испытания. Выстоять в этой жизненной буре в одиночку практически невозможно. А родной дом с близкими людьми – это такое место, где поддержат и помогут, где можно передохнуть и набраться сил. Семья – это фундамент, который является основой всей человеческой жизни.

Что такое ценности семейной жизни

Ценности семейной жизни – это то, что уважается, ценится всеми членами семьи и является общим полем их интересов. Сама семья в качестве собирательного элемента множества объединяющих факторов – это тоже ценность. Однако общество развивается, и каждому этапу развития присущ свой тип отношений между близкими и родными людьми. Изменения  накладывает свой отпечаток на значение и приоритетность ценностей семейной жизни. Мало того, современные и традиционные семейные ценности нередко конфликтуют между собой.

Традиционные семейные ценности

Традиционные семейные ценности являются, как правило, результатом взаимодействия общества с религиозными нормами, основная цель которых – сохранение семьи. Эта форма ценностей постоянно культивируется и внедряется в жизнь молодой пары предыдущими поколениями. Основные традиционные семейные ценности это:

  • брак;
  • вера;
  • верность;
  • взаимоуважение.

Согласно церковным традициям брак – нерушимый союз, единственная приемлемая форма совместной жизни мужчины и женщины, основанная на сохранении веры и взаимной любви, рождении и воспитании детей. Современное общество зачастую не воспринимает традиционные ценности семейной жизни должным образом. Причиной этому становится отсутствие свободы выбора и возможности перемен в личной жизни. К примеру, развод в наше время – достаточно привычное явление, а вот традиционные каноны отвергают расторжение брака.

Кроме этого у наших предков многое зависело от распределения ролей в семье. Главой семьи оставался мужчина. Именно он был кормильцем, принимал судьбоносные для семьи решения. Его авторитет был неоспорим. Женщине отводилась роль матери и хранительницы домашнего очага. Ее уважали, ей доверяли воспитание детей и ведение хозяйства, однако ни о каком равноправии между мужем и женой речи не шло. Детям же предписывалось абсолютное послушание.

В традиционной семье важным объединяющим фактором являлась совместная деятельность. Деревенская семья дружно работала на поле, семьи из городов занимались или торговлей, или каким-то видом ремесла. Согласно семейным традициям профессии передавались по наследству: от деда к отцу, от отца к сыну.

 Современные семейные ценности

Сегодня мало кто хочет жить так, как жили наши предки. Традиционное отношение к мужчине как к добытчику и абсолютному авторитету присутствует далеко не во всех семьях. Роли все чаще распределяются поровну, а судьбоносные решения принимаются на семейных советах.

Принципы воспитания детей также поменялись. Послушание перестало быть основным достоинством – сейчас намного важнее, чтобы малыш рос самостоятельной личностью. А передача профессии по наследству – достаточно редкое явление, ребенок сам выбирает, чем он будет заниматься в будущем.

Современные семейные ценности появляются в результате развития социума и его взглядов. Условно их можно разделить на две категории:

  • ценности родителей;
  • ценности детей.

Эти категории во многом пересекаются, однако вторая категория имеет безоговорочный и прогрессивный характер. Каждое последующее поколение пытается перенять от предыдущего самое необходимое, добавляя к семейным ценностям что-то новое и актуальное на данный момент.

Разумеется, такие положения как любовь и доверие, взаимопомощь и уважение, понимание и доброта остаются основополагающими семейными ценностями современного мира. Однако под давлением разнообразных внешних факторов, обусловленных проблемами общества, они постепенно уходят на второй план, отдавая первенство образованию, карьере, поиску способов повышения дохода.

Роль семейных ценностей в жизни семьи

Семейные ценности и традиции – это основа уклада крепкой и дружной семьи, имеющей будущее. Они регулируют жизнедеятельность домочадцев, способствуют сближению, укреплению взаимоуважения и взаимопонимания в семье. Кроме этого, семейные ценности лежат в основе воспитания детей.

Воспитание малыша начинается с того, какие отношения строятся родителями в семье. Получается, кроха воспитывается не только целенаправленно, но и подсознательно, перенимая привычки и вкусы, пристрастия и предпочтения старших.

В условиях семьи начинается приобщение ребенка к культуре, формируются модели поведения. Семья дает ощущение преемственности поколений, принадлежность к истории своего рода, порождает идеалы патриотизма, может раскрыть способности и таланты каждого ее члена. К тому же именно семья оказывает огромное влияние на становление личности малыша.

Воспитание семейных ценностей у ребенка

Родители – это те люди, которые дают ребенку первые понятия о способах общения. Видя их отношения, у ребенка складываются определенные правила поведения. Поэтому не умаляйте личный пример: чаще навещайте бабушек и дедушек, звоните им в присутствии крохи. Пусть его собственная копилка под названием «как надо делать» наполнится подобными примерами. Ведь еще немного, и карапуз вырастет. И так приятно, когда он, уже такой взрослый, не будет забывать о своих постаревших родителях.

Воспитанию семейных ценностей у детей способствует формирование традиций в семье. Семейные ценности и традиции – это индивидуальная атмосфера дома, состоящая из множества факторов (режим дня, жизненный уклад, семейные обычаи). Хорошо и уютно там, где домочадцы находят время обсудить вопросы семейной жизни. Например, когда за вечерним чаем все члены семьи собираются за одним столом и рассказывают о произошедших за день интересных событиях, планируют то, как провести ближайшие выходные, обговаривают и разбирают совершенные ошибки. Важно, чтобы детям (независимо от возраста) тоже давали возможность высказать свое мнение.

Начинать формировать традиции следует уже при создании семьи, а знакомить с семейными ценностями детей нужно тогда, когда они еще совсем маленькие. Причем чем проще и незатейливее традиции – тем лучше.

Наличие семейных традиций:

  • дарит крохе возможность с оптимизмом смотреть на жизнь;
  • дает детям повод гордиться своей семьей;
  • приносит ощущение стабильности: традиции соблюдаются не по причине того, что так надо, а потому, что члены семьи этого хотят.

Отличной традицией является организация семейных праздников. Причем праздники не должны сводиться только к подготовке праздничного стола и поеданию вкусностей. Для ребенка праздник должен быть необычным и сказочным, поэтому задача старших – сделать так, чтобы малыш вспоминал об этом.

Если вы решили основать новые традиции в своей семье, стоит придерживаться некоторых правил:

  1. Не уклоняться от выполнения традиционного мероприятия – традиция должна оставаться традицией.
  2. Событие должно носить позитивный характер, быть ярким и интересным для домочадцев, надолго оставаться в памяти.
  3. Даже самые маленькие члены семьи должны принимать участие в традиционном событии, а не быть просто сторонними наблюдателями.

Но главное, чтобы ваши семейные традиции были интересными, приносили всем радость и не доставляли дискомфорт.

Детские годы – самое благоприятное время для того, чтобы сформировать базовые семейные ценности. Личность малыша максимально открыта для влияний извне, а глубокие впечатления, полученные в детстве, остаются с ребенком на всю жизнь.

Ключевые переживания возраста

Родительский университет на тему:

«Ключевые переживания возраста»

Дата проведения: 09.09.2024

Петрашко Е.С., педагог-психолог

Средний школьный возраст (от 11-12 до 15 лет) – переходный от детства к юности. Он совпадает с обучением в школе второй ступени (V-IX) классы и характеризуется общим подъемом жизнедеятельности и глубокой перестройкой всего организма. Неравномерность физического развития детей среднего школьного возраста оказывает влияние на их поведение. Характерная особенность подросткового возраста – половое созревание организма.

Половое созревание вносит серьезные изменения в жизнедеятельность организма, нарушает внутреннее равновесие, вносит новые переживания.

В подростковом возрасте продолжается развитие нервной системы. Возрастает роль сознания. Улучшается контроль коры головного мозга над инстинктами и эмоциями. Однако процессы возбуждения все еще преобладают над процессами торможения, поэтому для подростков характерна повышенная возбудимость.

В подростковом возрасте происходят существенные сдвиги в мыслительной деятельности. Мышление становится более систематизированным, последовательным, зрелым. Развитие мышления происходит в неразрывной связи с изменением речи подростка.

В подростковом возрасте идет интенсивное нравственное и социальное формирование личности. В зависимости от того, какой нравственный опыт приобретает подросток, будет складываться его личность. Педагогам нужно нравственно осмыслить особенности развития и поведения современного подростка, уметь поставить себя на его место в сложнейшие и противоречивые условия реальной жизни.

В старшем школьном возрасте заканчивается первый период полового созревания. Усиленная деятельность щитовидной железы, вызывающая у подростка повышенную возбудимость, значительно ослабляется. Продолжается функциональное развитие головного мозга и его высшего отдела – коры больших полушарий. Идет общее созревание организма.

Нравственные и социальные качества старшеклассников формируются ускоренными темпами.

В юношеском возрасте появляется усиленный интерес к этическим проблемам. Первая любовь не только вносит сильные переживания в жизнь молодых людей, но заставляет практически решать многие непростые вопросы.

У старшеклассников усиливаются сознательные мотивы поведения. Важное значение имеет статус личности в коллективе, характер общения и отношений между членами коллектива.

Жизненные планы, ценностные ориентации старших школьников, стоящих на пороге выбора профессии, отличаются резкой дифференциацией по интересам и намерениям, но совпадают в главном – каждый хочет занять достойное место в жизни, получить интересную работу, хорошо зарабатывать, иметь счастливую семью.

Таким образом, развитие и формирование человека проходит ряд этапов, каждый из которых характеризуется своими особенностями и закономерностями. Педагог успешно выполняет задачи воспитания, образования, обучения, если его деятельность основана на глубоком понимании возрастных этапов развития человека; на видении его внутреннего мира.

При учете возрастных особенностей развития детей педагог во многом опирается на обобщенные данные педагогики и возрастной психологии. Что же касается индивидуальных различий и особенностей воспитания отдельных детей, то здесь ему приходиться полагаться лишь на этот материал, который он получает в процессе личного изучения

Мир подростка насыщен идеальными настроениями, которые выводят его за пределы обыденной жизни, взаимоотношений с другими людьми. Объектом самых важных его размышлений становятся будущие возможности, которые связаны с ним лично: выбор профессии, стремление уметь взаимодействовать с социальными группами. У подростка появляется так называемое чувство взрослости: потребность быть, казаться и вести себя как взрослый, стать независимым от опеки и контроля, обрести взрослые права.
Основное противоречие подросткового возраста: подросток хочет быть взрослым, чтобы окружающие считали его взрослым и относились к нему соответственно, однако у него самого отсутствует ощущение подлинной взрослости. Отсюда в поведении подростка наблюдаются две противоположные тенденции:

  1. к независимости – дайте мне все взрослые права и позвольте жить своим умом;
  2. к зависимости от взрослых – взрослые обязанности мне пока что не к чему, я не в состоянии их исполнять, и вообще я рассчитываю на то, что вы не позволите мне совершать никаких ошибок, вся ответственность за мое поведение лежит на вас.

Важно знать! Чтобы успешно пережить все приключения подросткового возраста, и родителям, и подросткам нужно хорошо представлять, как выходить из критических ситуаций. Нельзя быстро и без труда решить все проблемы подросткового возраста. И подростки, и родители должны набраться терпения и продолжать работать, разговаривать друг с другом, любить друг друга. Пройдёт ли семья этот этап с наименьшими потерями, будет зависеть от того, что преобладает в ней – любовь или страх.
Необходимо учить подростков:

  • Сосредоточивать своё внимание на хорошем;
  • Стараться иметь о себе положительное мнение;
  • Заботиться о себе с помощью физических упражнений и рационального питания;
  • Помнить, что нет ничего плохого в том, чтобы попросить кого-то о помощи!
  • Детям важно, чтобы рядом был хотя бы один взрослый, на которого можно положиться.

Открытое общение в семье позволяет членам семьи, детям и подросткам прежде всего, благополучно, без риска оказаться непонятыми, выразить всё, что их беспокоит.

Факторы и причины правонарушений

Родительский университет на тему:

«Факторы и причины правонарушений»

Дата проведения: 21.09.2024

Петрашко Е.С., педагог-психолог

Подростковый возраст – это переломный момент в развитии каждой личности. Желание доказать свою самостоятельность и взрослость толкает подростка на противоправные действия, в том числе на преступления. Проблема подростковой преступности является одной из актуальнейших в современном обществе, поскольку она принимает угрожающие размеры.

Причины совершения преступлений лежат в психологических особенностях подростка, который желает чувствовать свою значимость и ценность. И если он не успешен в спорте, учебе или общественной жизни, растет в неблагоприятной семье, подросток знакомится с уличной жизнью, где находит общение с такими же «отверженными». Там властвует своя, особенная психология, которая и толкает к подростковой преступности. Среди них существуют свои законы, согласно которым выживает сильнейший, а противостояние враждебному обществу является стилем жизни.

ПРИЧИНЫ СОВЕРШЕНИЯ ПРАВОНАРУШЕНИЙ И ПРЕСТУПЛЕНИЙ

Семейное неблагополучие. Семья – важнейший институт социализации подрастающего поколения. Она являет собой персональную среду жизни и развития детей, подростков, юношей. Какую бы сторону жизни ребенка мы не взяли, всегда окажется, что решающую роль в эффективности на том или ином возрастном этапе развития личности не может сыграть ни одно общественное или государственное учреждение, как бы ни было оно совершенно. Отсутствие родительской семьи или семейное неблагополучие, напротив, почти всегда создает реальные сложности в формировании детей и подростков, преодолеть которые обществу до сегодняшнего дня не удается.

Неблагоприятное бытовое окружение. Это одна из распространенных причин правонарушений среди подростков. Превращение большой семьи в малую, рост числа однодетных и неполных семей, дезорганизация семьи определили необходимость для детей искать общения вне дома как своеобразную компенсацию дефицита эмоциональных контактов с родителями.

Подстрекательство со стороны взрослых. Известно, что 1/3 преступлений подростки совершают под воздействием взрослых. Подстрекательство – это не только склонение, но и вовлечение в преступление. Подстрекатели любыми способами стремятся сделать несовершеннолетних зависимыми, манипулируют ими.

Низкая правовая грамотность. Правовая безграмотность – одна из причин правонарушений и преступлений несовершеннолетних.

Учащиеся не всегда знают, что некоторые моральные запреты санкционированы законом, и многие поступки не только не допустимы с точки зрения нравственности, но и влекут за собой ответственность по закону.

Средства массовой коммуникации. Интернет и телевидение являются мощными источниками формирования навыков агрессивного поведения. Посредством телевидения и интернета дети и подростки получили многочисленные возможности обучения широкому спектру форм агрессии, не выходя из дома. Исследования, проводимые в последние годы, показали, что демонстрация насилия по телевидению и интернету внушает зрителям: а) агрессивные стили поведения; б) приучает к насилию; в) искажает представление об окружающей реальности.

Большое влияние на поведение учащихся оказывает то, что они бедны житейским опытом, их эмоционально-волевая сфера ограничена, также сказывается повышенная неуравновешенность, неадекватность самооценок, недостаточное умение контролировать свои поступки, склонность к подражанию, повышенная внушаемость. Характерной особенностью трудных подростков является неуравновешенность процессов возбуждения и торможения, соединенная с оборонительной позицией, при которой все внешние воздействия воспринимаются враждебно. У них, в большей степени, чем у других подростков, осознание своей взрослости имеет, прежде всего, внешнее показное проявление; курение, употребление спиртных напитков, особый «взрослый» лексикон, утилитарные способы развлечений, развязная манера поведения, необдуманное подражание моде и т.п. Такая “взрослость” приобретается в неформальных группах некритического подражания взрослым, старшим ребятам. Они грубят старшим, родителям, пренебрегают их советами, не верят в их справедливость и доброжелательность. Следует отметить, что лишь незначительное количество трудновоспитуемых подростков имеют ярко выраженную антиобщественную направленность действий. У большей части этих подростков отрицательный характер поведения может проявляться эпизодически: в одних ситуациях они могут проявлять положительные качества личности, в других – аморальные действия, недисциплинированность.

Одной из самых актуальных и социально значимых задач, стоящих перед нашим обществом сегодня, безусловно, является поиск путей снижения роста преступлений среди молодежи и повышенная эффективность их профилактики. Необходимость скорейшего решения этой задачи обусловлена не только тем, что в стране продолжает сохраняться достаточно сложная криминогенная обстановка, но, прежде всего тем, что в сферу организованной преступности втягивается все больше и больше несовершеннолетних, криминальными группировками, созданными подростками, совершаются опасные преступления и число их неуклонно растет. Преступность молодеет и принимает устойчивый рецидивный характер. А такая криминализация молодежной среды лишает общество перспектив установления в скором будущем социального равновесия и благополучия.

Несовершеннолетние несут ответственность за совершенные поступки и преступления

В каждой школе существует устав, в котором оговариваются правила поведения, правила посещения занятий. Если ученик, достигший 14 лет, неоднократно нарушал устав, согласно Кодекса Республики Беларусь об образовании его могут исключить из школы. Подростка могут исключить из учреждения образования за противоправные действия (за преступления), за грубое и неоднократное нарушение устава  учреждения образования. Органы местного самоуправления совместно с родителями исключенного обязаны в месячный срок решить вопрос о его трудоустройстве или обучении в другом учреждении.

Что такое правонарушение?

Правонарушение – это виновное поведение праводееспособного лица, которое противоречит предписаниям норм права, причиняет вред другим лицам и влечет за собой юридическую ответственность.

Все правонарушения принято подразделять на две группы: проступки и преступления (самые тяжелые правонарушения).

Проступки могут быть трудовыми, дисциплинарными, административными и гражданскими.

Под преступлениями понимают, как правило, уголовные преступления, то есть деяния, нарушающие уголовный закон. Они могут различаться по категории тяжести.

Семья является основной средой формирования личности. При  этом далеко не всегда результатом семейного воспитания оказывается формирование у подростков положительных качеств. Нередко вольно или невольно родители формируют у детей криминогенные качества.

Сложнейший аспект семейной педагогики – сохранить равновесие между жесткими и мягкими мерами, положительными и отрицательными   стимулами. Избалованный ребенок, каждое желание которого родители и родственники спешили выполнять, часто  становится нравственно  неполноценной личностью.

Грубость и жестокость родителей могут сформировать внешне послушного человека, который на уровне подсознания может нести большой заряд зла,  обиды и агрессивности.

Серьезный   аспект криминогенности семьи – утрата связи между детьми и родителями. Родители перестают  пользоваться у детей  авторитетом, между ними  утрачивается доверительность. Ребенок становится практически неуправляемым. Главная причина  утраты связи между  детьми и родителями – дефицит общения.

Поэтому   основными факторами предупреждения  правонарушений среди подростков и увлечения их вредными  привычками  являются наличие   тесного  взаимопонимания в семье, дружественных и доверительных отношений между  родителями  и детьми, постоянный, но разумно – допустимый контроль за поведением несовершеннолетних детей.

Помощь старшеклассникам в выборе будущей профессии

Родительский университет на тему:

«Помощь старшеклассникам в выборе будущей профессии»

Дата проведения: 15.10.2024

Петрашко Е.С., педагог-психолог

О том, какую профессию выбрать, рано или поздно задумывается практически каждый подросток. До какого-то момента вопрос “Кем стать?” принадлежит только ему, но со временем наступает период, когда подключаются родители. Выбор профессии становится общей головной болью. О том, как ее вылечить, мы и поговорим дальше в данной теме.

Мир профессий велик. Он включает в себя тысячи разных интереснейших специальностей, а их мир представляет собой подвижную картину. По данным же исследований в нашем классе, девятиклассники, например, могут назвать в среднем лишь 30-35 профессий. Изучение мотивов выбора профессии школьниками показало, что значительную роль в этом играют советы окружающих: 27% детей выбирают профессию под влиянием друга, который более самостоятелен,  16% – по совету родителей, 7% – под влиянием средств массовой информации. Еще 11% руководствуются такими факторами, как хорошая зарплата, профессия родителей, и только 39% подростков выбирают профессию, ориентируясь на содержание деятельности.

Выбирая будущую профессию, старшеклассник, как правило, делает упор на свои интересы, склонности, не учитывая при этом собственной адекватности требованиям той или иной сферы профессиональной деятельности: наличия психофизиологических возможностей, интеллектуального потенциала, профессионально значимых качеств личности.

Сделать личностный выбор в профессиональном самоопределении – задача не из лёгких. Самостоятельный выбор профессии – это «второе рождение человека», поскольку от того, насколько правильно выбран жизненный путь, зависят общественная ценность человека, его место среди других людей, удовлетворённость работой, физическое и психическое здоровье, радость и счастье.

Для очень многих ситуация выбора оказывается стрессовой. Причины этого кроются в том, что, с одной стороны, человеку страшно брать на себя ответственность за свои поступки, с другой – он просто не знает, как грамотно принять решение, чтобы оно соответствовало его интересам и целям.

Выбор профессии – это оптимальное решение задачи, причем задачи со многими неизвестными, а иногда – приближенными, неверными данными. Поэтому не исключена ошибка. Но чем серьезнее вы отнесетесь к задаче, тем меньше будет вероятность ошибки, тем скорее вы достигните цели.

Первое, что надо решить – это какой путь избрать после 9 класса: продолжать общее образование в старшей школе или профессиональных учреждениях.

Если ваш ребенок решил продолжить обучение в 10 – 11 классах, необходимо задуматься о выборе профиля обучения. Подойти к данному выбору следует очень ответственно. Учесть не только отметки ребенка (по профильному предмету от семи баллов и выше), но и интересы, склонности подростка. При выборе профиля необходимо ориентироваться на будущее: определение специальности, подготовку к сдаче централизованного тестирования, поступление в ВУЗы.

Если ваш ребенок решил продолжить обучение в профессиональных учреждениях, то в этой части выбора определяющим является фактор «надо». В сегодняшних социально-экономических условиях первостепенное значение имеют:

  • социальный заказ, положение на рынке труда;
  • уровень материального обеспечения семьи;
  • возможности получения помощи в обучении;
  • условия оплаты труда в данной сфере;
  • местная инфраструктура профессионального образования.

Вторая часть задачи – выбрать ту профессию и специальность, которую ваш ребенок хочет, определить ее тип, класс, отдел «я – хочу».

И третья часть выбора – учесть свои возможности «Я – могу»:

  • интересы, склонности;
  • успехи в учебе и потенциальные способности;
  • свои сильные и слабые стороны;
  • состояние здоровья.

Итак, сознательный выбор профессии основывается:

  • на знаниях о мире профессий;
  • на знаниях о выбираемой конкретной специальности;
  • на изучении своих интересов;
  • на изучении своих способностей;
  • на знании своих сильных и слабых качеств;
  • на состоянии своего здоровья;
  • на учете ситуации, на рынке труда;
  • на учете материальных условий семьи.

Степень влияния родителей на профессиональный выбор ребенка колоссальна. Причем это влияние не обязательно выражается в форме конкретного совета или указания. Часто оно носит опосредованный (косвенный) характер: мимоходом высказанное мнение, личный профессиональный пример, отношение к каким-то конкретным профессиям и взаимоотношения с людьми как представителями профессий и многое другое.

Кроме того, многим подросткам трудно из-за робости и отсутствия необходимых навыков сделать какие-то конкретные действия, и в этом помощь родителей может быть незаменима.

Хочется предостеречь от категорических рекомендаций и указаний собственному ребенку, особенно если ваш вариант идет вразрез с желаниями ребенка.  Таким образом, к ошибкам выбора вашего ребенка вы можете добавить свои ошибочные взгляды на эту проблему.

Наиболее частые ошибки профессионального выбора:

  • ориентация на престижность профессии;
  • ориентация исключительно на высокую заработную плату;
  • ориентация исключительно на комфортные условия труда;
  • снижение до минимума трудностей обучения;
  • следование только указаниям родителей;
  • учеба за компанию, вместе с друзьями.

Родительская помощь ребенку в выборе образовательного маршрута может заключаться в следующем:

  • совет ребенку;
  • приобретение необходимых справочников;
  • сбор информации об учебных заведениях.

Но самое главное, уважаемые родители, – это помочь подростку взрослеть, быть рядом с ним, быть нужным своему ребенку, а это значит, быть всегда настроенным “на его волну”, не уходить от трудных вопросов, чутко улавливая малейшие, но такие важные перепады его эмоций. И взрослым и детям нужно всегда помнить, что человек “состоит” из души, тела и дела, которое его кормит, одевает, согревает. Выбирает он не профессию в чистом виде, а нечто большее – приемлемые условия и безопасность труда, его доход, среду и “климат” общения, то есть уровень и образ жизни.

a

``Адаптация со сверстниками``

Проблема адаптации является актуальной как для родителей, так и для всей системы образования. Попадая в новую обстановку, знакомясь с новыми людьми, практически все школьники переживают и волнуются. Адаптация у детей длится по-разному, от 1 недели до 2-3 недель.
1. Самое главное, что вы можете дать своему ребенку – это внимание.
2. Ваше положительное отношение к ситуации упростит адаптацию со сверстниками.
3. Спрашивайте у ребенка, что нового, появились ли у него знакомые или друзья, как он себя чувствует и т.д.
4. Помните, что ваш ребенок – это не вы, не стоит рассчитывать, что в той или иной ситуации он поведет себя как вы.
5. Не сравнивайте вашего ребенка с другими, не ставьте их в пример.

Правила адаптации подростков в новом учебном коллективе

Что такое АДАПТАЦИЯ?
– это системная реакция организма или личности к изменяющимся условиям и требованиям окружающей среды.
Начало обучения в новом учебном заведении всегда представляет для студентов определенную сложность: это начало нового этапа в жизни, изменился стиль жизни, новый незнакомый коллектив, более сложная система обучения, иные требования. Сам факт поступления ВУЗ, ССУЗЫ укрепляет веру подростка в собственные силы и способности.
Процесс адаптации начинается уже с момента поступления. И с 1 сентября подросток вливается в новую жизнь и, что важно, в новый
коллектив.

Вот 9 простых правил для адаптации в новом
коллективе:

1. Улыбайтесь. В период адаптации в новом коллективе старайтесь почаще улыбаться. В начале Вашего пребывания в группе о Вас формируется первое впечатление и оказывает влияние на все последующее отношение к Вам.
2. Не ведите себя высокомерно. Смена места – это всегда стресс. В первые дни нахождения в коллективе человек (особенно если он стеснителен и застенчив), чаще всего склонен вести себя напряженно, избегать контактов, замыкаться в себе. Это происходит потому, что вхождение в коллектив является стрессом для любого человека.

Такое Ваше холодноватое отношение могут расценивать как высокомерие. Поэтому, как бы не было, трудно в первые дни, старайтесь не
«закрываться» от людей, контактировать, обращаться за помощью и улыбаться.
3. Проявляйте доброжелательность, терпимость, чувство юмора.
4. Принимайте коллектив таким, каков он есть. Принимать людей такими, какие они есть очень сложно. Хочется, чтобы люди были такими, какими мы их хотим видеть. А они разные – каждый со своим опытом и багажом проблем. Не злитесь и не огорчайтесь, и не стремитесь переделать человека – это невозможно. Учитесь терпимости.
5. Учитесь трудолюбию и не ленитесь. Помните, Вы на виду у коллектива и его мнение о Вас может стоить Вам дорого или наоборот стать хорошим стартом для новых отношений.
6. Будьте готовы помогать другим. Если вы видите, что у Вашего одногруппника есть проблемы, а у Вас есть свободное время, предложите ему помощь. Это всегда положительно оценят Ваши одногруппники и преподаватели.

7. В сложных ситуациях не хитрите и, не изворачивайтесь. Помните, «нет ничего тайного, что бы ни стало явным». Лучше вовремя сообщить об ошибке, чем со страхом ждать, что ее раскроют и накажут.
8. Не обсуждайте других.
9. Если вы заметили, что в коллективе есть деление на микрогруппы, старайтесь не входить в них и общаться со всеми. Этим Вы избежите многих неприятностей, ведь люди в коллективе меняются.

«Легкие деньги – тяжелые последствия»

Преступления в сфере наркооборота являются опасными и трагическими, особенно если они затрагивают жизнь детей. «Легкие деньги» заманивают подростков в ловушку, из которой выйти без страшных последствий не получится. Несовершеннолетние, которые делают фатальный выбор и совершают преступление в сфере наркооборота, теряют свое будущее, мечты, семью. 10 лет за которые можно реализовать цели и быть счастливыми. Ведь именно такой приговор выносит суд в отношении распространителя. Мы, взрослые, просто обязаны оградить наших детей от необдуманных поступков и страшных последствий! Родители! Посмотрите, где находятся ваши дети? Чем они занимаются?

«Кто такие дропы?»

Сегодня подростки привлекаются к ответственности не только за кражу и хулиганство. Список совершаемых ими преступлений расширился. В частности, в него добавились нелегальные заработки, которые дети находят в интернете и за которые грозит ответственность. Несовершеннолетние оформляют на сея банковские карты и счета, продают логины и пароли к интернет-банкингу. Таких продавцов называют дропами (подставными лицами), они работают в одной схеме с интернет-мошенниками.
Уважаемые родители! Если вы заметили у своих несовершеннолетних детей банковские карточки, которые сами не оформляли, бейте тревогу. Поговорите со своим ребенком и выясните, при каких обстоятельствах и для чего была оформлена карточка. Так же вы можете связаться со своим участковым и получить компетентную информацию, как вам действовать дальше и куда обращаться.

«Это не иллюзия – это настоящая защита! Родительский контроль»

Необходимо принимать меры к отслеживанию активности несовершеннолетних в сети. Это просто аксиома.
Обращайте внимание на увлечения ваших детей, интересуйтесь их жизнью, контролируйте, с кем они общаются, в том числе в интернете, что ищут с помощью поисковых систем. Это можно делать как путем непосредственного доступа к телефонному аппарату с ведома ребенка, так и установлением одной из программ родительского контроля. Большое количество таких приложений совершенно бесплатно и находится в свободном доступе для скачивания.
Приложения для родительского контроля используют, чтобы оградить ребенка от неблагоприятных сайтов, длительного пребывания в интернете или играх, а так же для контроля его активности в интернете и недопущения ознакомления с нежелательным контентом, а так же поиска запрещенных или ограниченных к обороту веществ, предметов, услуг.

«Флэты» и «вписки» – угроза безопасности детей!»

В слогане современных подростков давно появились слова «флэт» и «вписка». По сути это вечеринки, которые устраивают молодые люди в чьей-то квартире. Все они связаны с употреблением психоактивных веществ: алкоголя, сигарет, вейпов, наркотиков. Зачастую компании состоят из незнакомых между собой гостей, которые находят друг-друга через социальные сети.
Подобное времяпрепровождение нередко приводит к трагическим последствиям. Наступили летние каникулы, и дети могут остаться дома одни. В таком случае постарайтесь почаще контролировать ребенка: звоните ему, интересуйтесь, где он и с кем. Если сомневаетесь, попросите отправить геометку своего текущего местоположения или связаться с вами по видеосвязи. Так же важно знать круг общения несовершеннолетних и установить с ними доверительные отношения.

«Одна надпись изменит все!»

«Трафаретчик» – это участник незаконного наркобизнеса, который с помощью баллончика с краской наносит на заборы (фасады, объектов или зданий) рекламу интернет-магазинов по продаже наркотиков. Если в интернете вам предложили работу трафаретчиком – не соглашайтесь! Противоправная «творческая» профессия влечет административную или даже уголовную ответственность. Одна надпись, нанесенная с помощью трафарета, может отправить вас за решетку. Задумайтесь о последствиях, пока есть такая возможность.
Поговорите об этом со своим ребенком, расскажите ему о «трафаретчиках» и последствиях их действий.

a

Психологические и физиологические особенности третьеклассников

Троицкая О.С.

Дата: 15.05.2024

Подробнее

Пути преодоления застенчивости и неуверенности старшеклассника дома и в школе

Дата проведения: 25.05.2024

Подробнее

Причины снижения учебной мотивации

Дата проведения: 18.04.2024

Подробнее

Вопросы дисциплины в семье с младшими подростками

Дата проведения: 02.05.2024

Подробнее

Родительский университет на тему: «Профилактика суицидального поведения»

Педагог-психолог Е.С. Петрашко

Дата проведения: 06.02.2024

Подробнее

Виртуальная реальность: возможности и опасности

Педагог-психолог Е.С. Петрашко

Дата: 19.03.2024

Подробнее

Родительский университет на тему: «Влияние семьи на эмоциональное состояние ребенка»

Троицкая О.С., педагог-психолог

Дата проведения: 26.02.2024

Подробнее

Родительский университет на тему: «Трудности и риски младшего подросткового возраста»

Педагог-психолог Моисеева И.В.

Дата проведения: 27.02.2024

Подробнее

Родительский университет на тему: «Репродуктивное здоровье юношей и девушек»

Педагог-психолог Е.С. Петрашко

Дата проведения: 30.01.2024

Подробнее

Родительский университет на тему: «Как правильно организовать работу школьника за компьютером»

Педагог-психолог И.В. Моисеева

Дата проведения: 19.02.2024

Подробнее
a

Как научить своего ребенка жить в мире людей

Спиридонова О.П., педагог социальный

Дата проведения: 08.12.2023

Подробнее

Главные правила здорового образа жизни

Дата проведения: 13.12.2023

Подробнее

Профилактика зависимостей в подростковой среде

Моисеева И.В., педагог-психолог

Дата: 12.12.2023

Подробнее

Эффективное общение в семье – залог успеха» Форма: психологический тренинг

Троицкая Ольга Сергеевна, педагог-психолог

Дата: 11.12.2023

Подробнее

Особенности юношеской любви

Петрашко Е.С., педагог-психолог

Дата проведения: 12.11.2023

Подробнее

Меры наказания и поощрения в современной семье. Семья без насилия

Спиридонова О.П., социальный педагог

Дата проведения: 24.11.2023

Подробнее

Режим дня школьника, соблюдение санитарно-гигиенических норм, организация режима дня

Форма проведения: групповая беседа

Дата проведения: 16.11.2023

Подробнее
a

Информация по изучению эффективности реализации проекта «Родительский университет»

в ГУО «Гимназия №7 г. Витебска имени П.Е. Кондратенко»

за 1 четверть 2023/2024 учебного года

Подробнее

ОТНОШЕНИЯ В СЕМЬЕ КАК ОСНОВА ВЗАИМОПОНИМАНИЯ. ВОСПИТАНИЕ ДРУЖЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЕ

Спиридонова О.П., педагог социальный

Дата проведения: 6 октября 2023

Подробнее

Адаптация ребенка в новой учебной среде

Моисеева И.В., педагог-психолог

Дата проведения: 14 СЕНТЯБРЯ 2023

Подробнее

Личностные особенности младших школьников

Моисеева И.В., педагог-психолог

Дата проведения: 20 СЕНТЯБРЯ 2023

Подробнее

Селфхарм у подростков: почему он происходит.

6 сентября

Подробнее
a
a

Предоставление государственной адресной социальной помощи осуществляется в рамках Указа Президента Республики Беларусь № 41 «О государственной адресной социальной помощи» (ГАСП),

принятого 19 января 2012 г.

Подробнее

20 ШАГОВ К ТОМУ, ЧТОБЫ ВАШИ ДЕТИ ВАС СЛУШАЛИ

Новая философия для родителей

Подробнее

План работы специалистов социально-педагогической психологической службы в рамках проекта Родительский университет

государственного учреждения образования «Гимназия №7 г. Витебска имени П. Е. Кондратенко» на 2022/2023 учебный год

Подробнее

Консультация «Агрессивное поведение. Как помочь ребенку»

государственного учреждения образования «Гимназия №7 г. Витебска имени П. Е. Кондратенко» на 2022/2023 учебный год

Подробнее
a

ПРОФИЛАКТИКА СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Групповая консультация: «Сигналы суицида»

государственного учреждения образования «Гимназия №7 г. Витебска имени П. Е. Кондратенко» на 2022/2023 учебный год

Подробнее

Групповая консультация: «Психологические причины неуспеваемости школьников и их предупреждение»

государственного учреждения образования «Гимназия №7 г. Витебска имени П. Е. Кондратенко» на 2022/2023 учебный год

Подробнее

Групповая консультация: «Психологические особенности младших школьников»

государственного учреждения образования «Гимназия №7 г. Витебска имени П. Е. Кондратенко» на 2022/2023 учебный год

Подробнее

Лекция: «Психологические особенности учащихся IV классов»

государственного учреждения образования «Гимназия №7 г. Витебска имени П. Е. Кондратенко» на 2022/2023 учебный год

Подробнее